Раскол по церковному признаку
Дмитрий Тренин — о том, как «гибридная война» между Россией и США приобрела новое измерение
Когда-то давно, после первого киевского Майдана, один из опытнейших отечественных дипломатов Юрий Дубинин говорил: расширение НАТО на Украину для РФ неприемлемо, но еще страшнее и опаснее раскол православной церкви на Украине. Он произошел одновременно с распадом СССР, но сейчас церковное противостояние на Днепре переходит в качественно иную стадию, угрожая при этом расколом всему мировому православию.
Изменение позиции Константинопольского патриархата по отношению к церковной ситуации на Украине происходит в контексте усиливающегося противоборства между Россией и США, растущего отчуждения между РФ и ЕС. Решение патриарха Варфоломея назначить двух своих экзархов (представителей) в Киев для подготовки предоставления автокефалии Украинской православной церкви имеет явное геополитическое содержание: он открыто поддержал одну из сторон в более широком конфликте. «Гибридная война», которую уже пятый год ведут Россия и США и одной из площадок которой с самого начала стала Украина, приобрела еще одно — церковное — измерение.
Отправка в Киев экзархов — одного из США, другого из Канады — отражает известный факт, что значительная часть константинопольской паствы проживает в Северной Америке. Американские православные — украинцы и греки — имеют свои представления о том, что происходит на Украине и что нужно делать в связи с этим. Готовящееся решение Константинополя признать Киевский патриархат, принимаемое в ходе уже начавшейся избирательной кампании на Украине, может также существенно укрепить позиции одного из кандидатов — президента Петра Порошенко, который активно и, как выясняется, успешно продвигал вопрос о признании в ходе дипломатических переговоров с патриархом Варфоломеем.
Русской православной церкви, несмотря на недавний визит на Босфор патриарха Кирилла, не удалось удержать константинопольскую братию от решения, которое будет иметь серьезные последствия. В итоге трещины, давно имевшиеся в отношениях между двумя церквями, могут привести не только к прекращению общения РПЦ с Константинопольским патриархатом, но и к трудностям в ее отношениях с другими поместными церквями. Как показал опыт созыва по инициативе патриарха Варфоломея всеправославного собора на Крите в 2017 году, РПЦ — самая крупная из православных церквей в мире — может оказаться в меньшинстве. Инициатива с собором, как и предстоящее решение по Украине, имеют цель предупреждения фактического лидерства РПЦ в мировом православии. В последнем случае даже ценой церковного раскола.
Церковные расколы — в отличие от политических споров и даже войн — длятся столетиями и почти никогда не заживают. При этом они вполне способны переходить в политическую плоскость, порождать конфликты и массовое насилие. Решение Константинопольского патриарха не только легитимирует церковь на Украине, которую РПЦ считает раскольнической. Признавая Киевский патриархат в качестве самостоятельной поместной церкви, Варфоломей фактически делегитимирует Украинскую православную церковь Московского патриархата. Нетрудно предположить, что Киев теперь будет еще активнее стремиться «выдавить» РПЦ с Украины как «иностранную» церковь. В начале 1990-х мы уже видели борьбу за храмы и приходы. Совсем скоро она может разгореться с новой силой, открыв новый фронт в многоуровневом противоборстве. Реальность церковной борьбы, как предупреждал посол Дубинин, действительно может оказаться пострашнее призрака НАТО.