«Аэрофлот» готовится к режиму экономии
Группа ждет падения прибыльности
Резкий рост цен на авиакеросин привел к тому, что крупнейшая авиакомпания РФ «Аэрофлот» вынужденно войдет в режим экономии. Перевозчик не только поставит на неприбыльные дальневосточные маршруты более экономные самолеты дочерней авиакомпании «Россия», но и откажется от программы цифровизации. По итогам года «Аэрофлот» ждет падения прибыльности, признали в компании, но в первом полугодии группа уже ушла в убыток.
Прибыль «Аэрофлота» по итогам 2018 года снизится, признал глава совета директоров авиакомпании, первый зампред ВЭБа Михаил Полубояринов в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке. По его словам, бюджет «Аэрофлота» «предполагается поменять в сторону снижения прибыльности». Величину падения доходности господин Полубояринов не назвал, но отметил, что это существенная цифра.
Глава совета директоров связал финансовые сложности «Аэрофлота» со стоимостью топлива. «Сейчас у "Аэрофлота" по финансовым результатам достаточно серьезные потери от стоимости керосина, их нужно каким-то образом компенсировать»,— пояснил он. В частности, господин Полубояринов именно этим объяснил замену самолетов самого «Аэрофлота» на суда дочерней авиакомпании «Россия» на дальневосточных маршрутах. «Поэтому приходится "раскатывать" новые доходные маршруты — Индия, Китай, чтобы компенсировать убытки,— заявил он.— А тот парк, который от "России", это бюджетные перевозки, и мы вынуждены их использовать на тех маршрутах, где нет большой доходной составляющей для компании» (цитата по «Интерфаксу»).
В нынешнем году авиакомпании РФ столкнулись с серьезными проблемами из-за роста цен на авиакеросин, который, по оценкам, к концу года может подорожать на 30%. «Аэрофлот» уже заявлял в своих материалах о готовности принять ряд мер по повышению своей топливной эффективности, чтобы сократить растущие расходы (“Ъ” писал об этом 30 августа). За первое полугодие убыток группы «Аэрофлот» (включает «Россию», лоукостер «Победа», дальневосточную «Аврору») по МСФО достиг 5,2 млрд руб., годом ранее была прибыль 2,9 млрд руб.
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил в рамках ВЭФ-2018, что группа вынужденно откажется от ряда программ развития, в частности, от цифровизации. Он также отметил, что поднять цены на билеты сейчас не представляется возможным: «Пассажир не готов платить». Он оценил превышение предложения над спросом на рынке в 10–12%. Это приводит к тому, что «некоторые авиакомпании начинают демпинговать».
«Аэрофлоту» поставили минус
Резкий рост цен на топливо, дополнительные затраты на оплату труда пилотов и сдерживание тарифов на авиаперевозки негативно сказались на полугодовых результатах «Аэрофлота». По оценкам аналитиков, авиакомпании не удастся компенсировать плохие итоги первого квартала и она может получить убыток в размере 5,6–10,5 млрд руб.