Цена вопроса
Павел Митрофанов — о ситуации в сфере пенсионных накоплений
Запрет продаж ОПС с использованием удостоверяющих центров вызвал на пенсионном рынке своеобразный отлив, который позволил увидеть, что скрывалось на дне под толщей ежегодного многомиллионного притока новых клиентов и денег. До тех пор пока банки и агентские сети могли продавать ОПС, лишь получив подпись клиента на договоре, оценить осознанность выбора людей было сложно. НПФ ежегодно рапортовали о выборе очередными миллионами человек светлого пенсионного будущего. Профессионалы рынка прекрасно знали, что условие такого успеха — агрессивные и не всегда этичные техники продаж, а цена «выбора» — потеря 10–20% накоплений при переходе, а в худшем случае еще и попадание в фонд с дырой в активах и убытками от инвестирования.
Необходимость подавать заявление о смене страховщика через личный визит в ПФР, к нотариусу либо через сайт госуслуг наполнила статистику переходов за 2017 год новым смыслом.
Как интерпретировать новые данные о рынке и поведении клиентов фондов? На мой взгляд, они отражают крайне нездоровую ситуацию в сфере пенсионных накоплений. Низкая статистика самостоятельной подачи заявлений говорит о том, что человек на самом деле остается «молчуном», даже уйдя из ПФР. Просто теперь это «молчун» в НПФ. При этом неудобство подачи заявлений помогает фондам поддерживать статус-кво по долям рынка и защищает их от более массового исхода клиентов как к конкурентам, так и назад в ПФР. С другой стороны, работает сочетание неосведомленности людей о накопительном компоненте в целом и государственного (а не частного) правового статуса этих средств. В результате ни «молчуны» в ПФР, ни клиенты фондов всерьез не считают эти деньги своими. А раз не свои, нечего и переживать. Именно поэтому продавцы ОПС так легко получают согласие на досрочную смену страховщика.
Главный же сюрприз ждет участников накопительной системы на финише. В связи с тем что из-за моратория на поступление новых накоплений никакого серьезного роста счетов не происходит, к моменту выхода на пенсию в выигрыше окажутся более бедные клиенты с низкими счетами. Если смотреть в нынешних цифрах, то клиенты со счетами до 160 тыс. руб. смогут получить эту сумму разом. Более обеспеченные клиенты НПФ в основной массе будут получать пожизненно прибавку до 1 тыс. руб. в месяц.
Недавний старт пересмотра всей системы пенсионного обеспечения в стране позволяет ожидать изменений и в накопительном компоненте. Для того чтобы заинтересованным сторонам этого рынка оттолкнуться от дна и перейти к развитию, придется принимать простые, но тяжелые решения. От государства нужны прозрачные правила игры и понятная стратегия отрасли. Накопительная система умрет без источника наполнения счетов и материальных стимулов для граждан самостоятельно участвовать в накоплении. Поэтому оживление может идти как по действующим правилам (ведь мораторий можно отменить), так и через переход к системе индивидуального пенсионного капитала. Фондам придется смещать баланс приоритетов от обслуживания интересов акционеров к обеспечению целей клиентов и работать над доходностью и ограничением рисков. Иначе полезность системы НПФ для людей так и не станет очевидной, а власть может захотеть вернуть государственные накопления под свой контроль. Поведение активных клиентов НПФ по всей стране говорит, что такой шаг найдет сторонников.