Виноделию помешала природа
Близкой к Александру Ткачеву компании не дают строить завод
Компания «Шато де Талю», которую связывают с семьей экс-министра сельского хозяйства Александра Ткачева, столкнулась с проблемой при постройке винзавода в Геленджике. Выданное властями разрешение на строительство требует отозвать прокуратура Краснодарского края. Там считают, что инвестор нарушил требование об обязательной экологической экспертизе проекта, так как отведенный под завод участок находится на особо охраняемой природной территории.
Арбитражный суд Краснодарского края 16 октября проведет первое слушание по заявлению краевой прокуратуры, которая просит признать недействительным разрешение на строительство винодельческого предприятия, выданное в марте администрацией Геленджика ООО «Шато де Талю». Компания, созданная в 2005 году, изначально специализировалась на выращивании технических сортов винограда черных и белых сортов. Площадь ее виноградников составляет 101 га. Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович слышал, что подготовку к строительству завода по выпуску вина «Шато де Талю» начала еще в прошлом году: «Насколько я знаю, фундамент там был заложен». В мэрии Геленджика “Ъ” подтвердили: строительные работы на площадке винзавода идут полным ходом. Инвестиции в проект не раскрывались.
32 миллиона дал
объем производства тихих вин в России в 2017 году (Росстат)
Единственным собственником «Шато де Талю» с 2009 по 2017 год, согласно данным Kartoteka.ru, была Ольга Ткачева, супруга бывшего губернатора Краснодарского края и бывшего главы Минсельхоза Александра Ткачева. С прошлого года 99% ООО перешли Дмитрию Белендрясову, 1% принадлежит ООО «РСХБ-финанс» (структура Россельхозбанка). Между тем нынешний гендиректор «Шато де Талю» Андрей Скок, бывший ее собственником с 2006 по 2009 год, одновременно является совладельцем ООО «Юг-бизнеспартнер», связанного с семейным бизнесом господина Ткачева. По информации источника на винном рынке, бенефициаром «Шато де Талю» по-прежнему является семья экс-министра.
В мэрии Геленджика “Ъ” пояснили, что претензии прокуратуры связаны с нарушенным инвестором требованием об обязательной государственной экологической экспертизе проекта. Участок, отведенный под новый винзавод, относится к особо охраняемой природной территории (ООПТ) курорта федерального значения, и, как сообщили в администрации города, до 2013 года при получении разрешения на строительство любого нового объекта инвестору нужно было проводить указанную экспертизу.
Однако, говорят в управлении архитектуры и градостроительства администрации Геленджика, в 2013 году были приняты поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», после чего, согласно разъяснениям Росприроднадзора, порядок использования курортных ООПТ изменился. В том числе была отменена обязательная государственная экологическая экспертиза. «Мы не согласны с позицией краевой прокуратуры»,— отметили в управлении. Из материалов арбитражного суда следует, что при подготовке к слушаниям суд запросил в Росприроднадзоре разъяснение о применении поправок в закон, принятых в 2013 году.
Руководитель практики жилищного права и социальных отношений юридической службы «Амулекс» Дмитрий Томко оценивает шансы прокуратуры отменить разрешение мэрии Геленджика на строительство винзавода как высокие. По его словам, отмена обязательной экологической экспертизы не может полностью снять ответственность инвестора за проведение других необходимых мероприятий: «В нашей стране за подобного рода строительством может быть привлечено свыше 250 надзорных органов в вопросах согласований разных нормативов, поэтому в данном случае с учетом местности, скорее всего, неизбежны согласования в иных учреждениях, которые также могут наложить вето на строительство».
В прокуратуре края ситуацию не комментируют, запрос “Ъ” господину Скоку остался без ответа.