Делать вечной чью-то эмоцию
Лючия Боскаини о Bvlgari в музеях Кремля
7 сентября в Москве открылась выставка Bvlgari "Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей", самая масштабная ювелирная экспозиция и в новейшей истории, и в истории музеев Кремля. Более 500 экспонатов, целый ряд из которых впервые показан публике, демонстрируют не только эволюцию римского дома, но и изменение роли женщины в обществе во второй половине XX века. Директор по наследию дома Bvlgari Лючия Боскаини рассказывает, почему этот проект особенно важен для компании.
Насколько широко можно трактовать слово "женственность" в названии выставки?
Женственность — довольно очевидное понятие, однако в экспозиции мы постарались отразить разные его грани. Жизнь женщин сильно изменилась за вторую половину XX века — это основной аспект. Но есть и другие — то, что роль женщины в обществе 120 лет назад, когда компания была образована, сильно отличалась от сегодняшней, показывает эволюция моды. Женственность для нас — это во многом стайлинг, в том смысле, который применим к профессии стилиста. Именно стайлинг помогает опознать вневременное украшение. Тот факт, что колье 1950-х можно носить традиционным или абсолютно нетрадиционным способом и оно будет отлично смотреться, доказывает: украшение вне времени. И на этой выставке мы показываем, как можно — а способов тут множество — носить украшения разных стилей и исторических периодов.
Что же изменилось в манере женщин носить украшения, если сравнивать 1970-е, 1990-е и сегодня?
Очень многое. В 70-х для женщин украшения были важной частью их собственного стиля. Отчасти это связано с тем, что многие ювелирные изделия в те времена делали трансформируемыми. Например, сотуар можно было разделить на брошь и браслет-цепочку. На выставке есть фото, которое мне очень нравится: сотуар, надетый на голову, стал элементом прически. Драгоценности были естественны, словно часть природы. Женщины проявляли спонтанность и играли драгоценностями, чего не было в 50-х или 60-х, потому что тогда украшения пользовались большим уважением. Элегантной даме, пусть даже не очень богатой, непременно нужно было носить брошь на пальто, это было важно, а в 70-х и 80-х ювелирные изделия стали скорее средством почувствовать уверенность в себе, чем признаком элегантности. Сегодня все несколько иначе. В прежние времена украшения демонстрировали связь между людьми: были подарком к свадьбе или к личным событиям, передавались по наследству, то есть были чем-то большим, чем просто элегантность. Сегодня украшения по-прежнему остаются частью нашей культуры, но мы теряем с ними эту эмоциональную связь. К нам приходит все больше и больше семей с наследственными драгоценностями, от которых люди хотят избавиться. С одной стороны, это хорошо для нас, потому что мы можем выкупить такие изделия для коллекции. И все-таки немного грустно. Украшения предназначены для того, чтобы создавать связи между людьми, делать вечной чью-то эмоцию. Но люди, которые хотят избавиться от фамильных драгоценностей, возможно, не ценят этого в них. В наших магазинах все больше женщин и мужчин, покупающих украшения для себя, не для подарка. Это замечательно, но при таком подходе отсутствует связь с другим человеком. Может быть, я слишком романтизирую, но покупка украшений становится все более индивидуалистичным действием, а значит, все менее эмоциональным.
Готовя выставку, думаете ли вы о том, как научить посетителей носить украшения?
Идея интересная, но я никогда не думала о том, чтобы кого-то научить. Показать — да. Именно это мы и сделали в Кремле. И именно поэтому помимо украшений будет представлено много других экспонатов, фотографий и кинолент со знаменитыми и не очень женщинами в наших украшениях. Специально для выставки мы сделали видео, демонстрирующее разные способы ношения украшения. Это, пожалуй, самое очевидное из впечатлений, которое получат посетители. Правда, мы очень хотели рассказать о чем-то большем. Да, украшения восхитительны, но идея была в том, чтобы показать их не как объекты сами по себе, а как часть повседневной жизни женщины.
Приходилось ли использовать при подготовке новые технологии?
Да! Целый набор технологических приемов. С помощью видеомэппинга сделали иммерсивный тип оформления, который поможет посетителю не просто насладиться украшениями, но интуитивно ухватить и другие смыслы. К сожалению, не будет интерактива. Интерактив подразумевает индивидуальное общение человека с выставкой, а так как площадка относительно небольшая, мы просто не можем допустить очереди из людей, ожидающих индивидуального опыта.
Вы имеете в виду формат, который представили в прошлом году в Сингапуре?
Да, в августе прошлого года у нас была выставка в Сингапуре, которая затем переехала в Токио. Там было много интерактива, была виртуальная реальность, была комната, где можно было проецировать на стены выбранное в специальной программе в телефоне украшение. Много интересного, но для этого нужно пространство. Там у нас было больше 1 тыс. кв. м, а в Кремле всего 200 кв. м.
Тогда почему именно Кремль?
Помимо того что это один из крупнейших музеев мира, его сотрудники — ведущие мировые специалисты по ювелирным украшениям. Благодаря тем сокровищам, которые есть в постоянной экспозиции в Кремле, доктор Гагарина (Елена Юрьевна Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль".— "Стиль. Украшения") и ее команда настолько высококвалифицированные специалисты, что им удается делать самые лучшие ювелирные выставки в мире. Для меня, если честно, приоритет был не в том, чтобы выставляться в России, а в том, чтобы сделать выставку именно в музеях Кремля.
В чем же отличие работы с музеями Кремля от остальных площадок?
Обычно музеи, с которыми мы сотрудничаем, очень добры с нами, но не вносят реального вклада в содержание самой выставки.
Вы хотите сказать, что музеи Кремля помогли вам с концепцией выставки?
Абсолютно верно. Первоначальная идея принадлежала именно доктору Гагариной. Она сказала: "Почему бы вам не передать историческую эволюцию образа женщины? Не манеры и тенденции одеваться — рассмотреть феминизм и роль женщины в обществе в соотношении с эволюцией вашего бренда?" Мы начали исследования, нашли интересные документы и решили: да, это действительно выигрышный подход. И начали работать вместе. Для меня, как для куратора выставки, это стало ценной возможностью расширить собственные знания не только о Bvlgari, но и обо всей исторической ситуации, которая в некотором смысле со всем этим связана. За все годы существования марки иногда мы были трендсеттерами, иногда просто следовали нуждам заказчиков. Было очень интересно еще раз взглянуть на нашу историю с иной точки зрения.