Ветер с Востока
Екатерина Зиборова о Coloratura Cartier
Слово "колоратура" итальянского происхождения, буквально переводится как "украшение" и употребляется для обозначения орнаментальных приемов в оперном искусстве, характерных прежде всего для эпохи барокко. В новой коллекции высокого ювелирного искусства Cartier Coloratura необычные цветовые сочетания и орнаментальный ритм повторяющихся мотивов в украшениях звучат почти так же отчетливо, как в оперных ариях сопрано, хотя вдохновение ювелиры черпали вовсе не в музыке, а в собственных архивах и декоративных искусствах Индии, Азии и Африки.
Колье Kanaga, две шпинели (общий вес 7,58 карата), два треугольных бриллианта (общий вес 8,39 карата), шпинели, бриллианты
Директор по наследию дома Cartier Пьер Райнеро
Фото: Courtesy of Cartier
Колье Yoshino, белое золото, два морганита (общий вес 55,18 карата), опалы, сапфиры, турмалины, бриллианты
Эскиз колье Matsuri из платины с опалом, турмалинами, ониксом и бриллиантами
Фото: Courtesy of Cartier
Колье Chromaphonia, белое золото, афганские изумруды, мандариновые гранаты, бирюза, оникс, шпинели, бриллианты
Кольцо Holika, белое золото, рубеллит (15,05 карата), турмалины, хризобериллы, бриллианты
Кольцо, белое золото, опал (23,05 карата), аквамарины, бриллианты
Браслет, платина, опал (20,83 карата), перидоты, сапфиры, коралл, оникс, бриллианты
Серьги Corail, белое золото, красные кораллы, оникс, бриллианты
Колье Yoshino, белое золото, два морганита (общий вес 55,18 карата), опалы, сапфиры, турмалины, бриллианты
На заре грандиозного успеха, в самом начале XX века, интерес к экзотическим странам пришел в дом Cartier после парижских гастролей "Русских сезонов" Сергея Дягилева, ворвавшихся в размеренную европейскую действительность. Тогдашний дизайнер дома Шарль Жако под впечатлением от красочных балетов и оперных спектаклей русской труппы стал наведываться в залы Лувра с египетским, индийским, китайским и японским искусством. Персидские миниатюры, индийские эмали, египетские стилизованные птицы и цветы, ближневосточная мозаика в переложении Жако на современную моду тех лет постепенно сформировали стилистику Cartier, ставшую важной частью истории ювелирного направления ар-деко, популярного и востребованного до сих пор. Именно тогда в арсенале марки появились цветные резные бусины, как на украшениях, которые европейцы привозили из путешествий в Индию; браслеты с химерами, напоминающими китайских драконов; сочетание коралла и оникса, повторяющее графику японских гравюр. Пришедшая в дом Cartier в 1926 году Жанна Туссен тоже внесла свою лепту в формирование нового стиля. Отчасти благодаря ее увлечению индийскими украшениями эпохи Великих Моголов у Cartier появились вещи из дерзких сочетаний резных изумрудов, рубинов и сапфиров, по аналогии с индийским фруктовым салатом их стали называть Tutti Frutti.
В 240 украшениях новой коллекции Coloratura задействованы некоторые из тех приемов, с которых дом Cartier начинал свое триумфальное шествие и которые за время его существования стали кодами марки, признаками фирменного стиля. Самый очевидный из них — бусины, из них сотканы шесть главных комплектов: колье, серьги и браслет Kanaga собраны из круглых бусин красной шпинели, в Holika и Matsuri бусины из турмалинов и хризобериллов, в Yoshino — из морганитов и розовых сапфиров, в Corail — из коралла, а в Chromaphonia — из изумрудов. "В самом начале мы не знаем точно, чего хотим достичь в результате, это нужно вообразить,— раскрывает секреты директор по наследию дома Cartier Пьер Райнеро.— Обычно есть абстрактная идея, которая становится реальностью с появлением в руках дизайнеров конкретных камней. Идея Coloratura была в игре с цветом. Конечно, мы предполагали некоторые сочетания, но заранее никогда не знаешь, какие из них сработают, а какие нет. Только когда на рабочем столе в мастерской были собраны все камни, началась работа над дизайном".
Особого внимания заслуживает колье Chromaphonia с 22 бочкообразными бусинами из афганских изумрудов общим весом 199,02 карата. О происхождении камней из Афганистана говорит их особый зеленый оттенок, характерный для изумрудов именно этого региона, а значит, бусины взяты из древнего украшения — в наши дни доступ к афганским шахтам практически закрыт.
Красочность комплекта Holika навеяна символизирующим приход весны индийским праздником Холи, во время которого участники осыпают друг друга яркими красящими порошками. Здесь вместо порошков — голубые турмалины, салатовые хризобериллы и рубеллиты. "В браслете Holika очень необычное для Cartier сочетание цветов: зеленый, синий и красный одновременно. Новое тут именно само это сочетание, особенно яркие оттенки, хотя сама идея сочетать три эти цвета в одном украшении не нова,— подчеркивает Пьер Райнеро.— Этот браслет оказался для нас технически одним из самых сложных в коллекции. Мы хотели добиться объемности. Но хризоберилл камень прозрачный, и, если положить внутрь него металл, тот будет виден, поэтому мы использовали нити. Внутри браслета целая сеть, но, как закреплены бусины, не видно — это наше ноу-хау".
Новые технологии потребовались ювелирам Cartier и для изготовления комплекта Matsuri, дизайн которого навеян формой китайских бумажных фонариков. Подвеска для колье и браслет были созданы с помощью компьютерного моделирования, позволившего скорректировать сложную геометрическую форму на этапе макета. Классическое для Cartier сочетание зеленого и черного в этом комплекте выглядит по-новому, благодаря замене привычных изумрудов насыщенного зеленого цвета на более светлые, пастельно-зеленые турмалины; оникс создает цветовой контраст и оптический эффект глубины, а опал весом 14,82 карата поддерживает впечатление трехмерности переливами цветовых вкраплений.
Первые данные об украшениях, вдохновленных искусством Японии, датируются в архивах дома 1870-ми годами. Тогда одним из часто используемых мотивов была стилизованная флора, она же стала отправной точкой и в колье, браслете, кольце и серьгах Yoshino из новой коллекции. Морганиты, розовые сапфиры и турмалины в них сочетаются с синевато-оранжевыми опалами и своим цветом напоминают о цветущей сакуре. Колье-трансформер можно носить "в полной сборке" — как бриллиантовый чокер или в виде подвески с бусинами на "нитке" из бриллиантов.
Браслет Matsuri, платина, турмалин (33,34 карата), опалы, турмалины, оникс, бриллианты
Длинные нитки бусин из красных шпинелей разной величины в колье Kanaga напоминают церемониальные юбки небольшого африканского народа — догонов. И хотя исторически вдохновение Африкой в Cartier пришло из Древнего Египта, весь континент является важным источником декоративных мотивов для дома. Так, например, в архивах хранятся золотые браслеты 1919 года, явно навеянные традиционными африканскими украшениями.
При всем стремлении сохранить традиции Coloratura получилась очень необычной. И все благодаря новому прочтению драгоценных камней и их нетрадиционным сочетаниям. "Она необычная, да, но задачей было не удивить, а создать нечто ради самой красоты",— комментирует Пьер Райнеро.