Полная палитра для художника
Никола Бос о стратегии Van Cleef & Arpels
В июле этого года парижский ювелирный дом Van Cleef & Arpels представил коллекцию, посвященную четырем сказкам братьев Гримм: "Бременские музыканты", "12 танцующих принцесс", "Три перышка" и "Золотая птица". О том, как марке с более чем 120-летней историей удается сохранять верность традициям даже в стремительно меняющем все и вся XXI веке, рассказывает ее президент.
Что нового в высоком ювелирном искусстве Van Cleef & Arpels?
Не много, ведь новое — это не совсем то, к чему мы стремимся. Мы каждый год стараемся представить в очередной коллекции определенную эволюцию уже существующих техник и мастерства. Взять, к примеру, использование и развитие механизмов, которые позволяют создавать изделия-трансформеры. В этой коллекции они применены в большинстве сотуаров. Принцип сделать из длинного колье короткое, отстегнуть от колье подвеску и превратить ее в брошь не нов, но мы сделали очень много, чтобы сами механизмы стали абсолютно незаметными. В коллекции есть брошь в виде двух перьев, где мы задействовали нашу классическую технику установки камней Mystery Set, которую развивали в течение последних нескольких лет. Теперь сквозь камни можно смотреть, словно это витраж. Есть еще одна вещь, где способом Mystery Set закреплены изумруды и бриллианты огранки "маркиза", тогда как в прошлом такая техника установки камней использовалась только для сапфиров и рубинов, а они сильно отличаются особенностями огранки и закрепки. Каждая коллекция для нас — возможность заново обратиться к определенным кодам, наследию дома, так мы смотрим на вдохновение.
Если говорить о материалах, какие вы предпочитаете?
Мы по-прежнему работаем с традиционными и чувствуем себя в этом достаточно уверенно. Мы снова обратились к полированному золоту как к декоративному материалу, как бы странно это ни звучало. Обычно в высоком ювелирном искусстве мы используем золото для закрепки камней и стараемся максимально спрятать его. А теперь оно иногда выходит на первый план — например, в брошах-балеринах, где металл создает интересный контраст с цветными камнями. Но все это вариации на тему исторических техник, мы лишь улучшаем их. Не в нашей ДНК показывать что-то новое. Мы рассказываем истории в рамках традиционного мастерства.
А свежие цветовые сочетания?
О, вот этого много. В коллекциях высокого ювелирного искусства мы вот уже два десятилетия экспериментируем с цветовым спектром камней, обращаемся к камням и сочетаниям, которые до этого использовали только в XIX веке, ставим рубины, изумруды и сапфиры рядом со спессартитами, шпинелями, аквамаринами, деталями из ляпис-лазури и перламутра. В "сказочной" коллекции мы не ограничиваем себя какими-то правилами. В ювелирном искусстве конца XIX века, в украшениях 1930-х, 1940-х или 1960-х годов царила абсолютная свобода цвета. Затем в 1990-х появились правила, и мы перестали смешивать драгоценные камни с поделочными, стали осторожны в оттенках. Теперь мы в каком-то смысле заново открываем цвет, используем весь спектр. Для нас это как полная палитра для художника.
Что вы думаете о будущем высокого ювелирного искусства и о стиле, к которому оно движется?
В ювелирном искусстве происходит то же самое, что в моде, декоративных искусствах, мебельном дизайне, архитектуре,— сосуществование множества разных стилей. 20 лет назад один сезон все носили только черное, следующий — исключительно синее, а последние несколько лет абстрактное, геометрическое и барокко стоят бок о бок на одном подиуме. Что делает эту смесь современной и уместной, так это выбор, отсутствие массивной монолитности. В ювелирном деле 20 лет назад царило белое золото с белыми бриллиантами, а сегодня у каждого дома свой стиль, это и белое золото, и желтое, и розовое, и титан. Мне не кажется, что есть какой-то один сильный тренд. Главная движущая сила сегодня — это ДНК бренда и общее разнообразие, а не единый глобальный стиль.
Как обратить внимание молодых людей на высокое ювелирное искусство?
Если честно, мы не сильно заботимся о возрасте наших клиентов. Главное — оставаться актуальными. В XIX веке украшения были ориентированы на аристократию, в 1960-х — на избранных. Наша задача — сохранить их значимость и сегодня. И в этом смысле я не вижу разницы между украшениями на каждый день, такими как Alhambra и Perlee, и вещами высокого ювелирного искусства, это лишь вопрос цены.
Вы полагаете, предметы высокого ювелирного искусства уместно носить каждый день?
О, это зависит от того, что вы делаете каждый день. Не так много людей ведут образ жизни, позволяющий носить роскошное длинное колье в течение всего дня. Все очень субъективно. Вещи, исключительные для одних, остаются обыденными для других. Для многих колье Alhambra — украшение для особых случаев, а для кого-то повседневность. Это вопрос личных предпочтений и образа жизни. Конечно, высокое ювелирное искусство не очень предназначено для походов в супермаркет, но, с другой стороны, люди, которые носят такие вещи каждый день, возможно, в супермаркет не ходят вовсе. Также есть то, что на виду, и то, что скрыто. Даже если вы носите украшение с редчайшим голубым бриллиантом, оно может быть настолько простым, что, когда вы пойдете в нем за покупками, никто не обратит на эту вещь внимания, а стоить оно при этом может миллионы.
Есть ли у вас фаворит в новой коллекции?
Мне очень нравится комплект из 12 принцесс-балерин. Обычно мы создаем фей, балерин и принцесс по одной, а здесь — целый дворец. Для меня это пример того, что можно сделать в рамках темы, над которой работаешь десятилетиями. Это отсылка к детству и детскому воображению. Все эти балерины словно куклы — невероятно дорогие, драгоценные куклы. Я очень горжусь этим комплектом.