От черепа до чокера
Мария Сидельникова о ювелирном департаменте Dior
На ступеньках парижского Музея современного искусства стоит ослепительная рыжеволосая дама: платье короткое, ноги длинные, улыбка покоряющая, глаз — алмаз. Не заметить ее невозможно. Это Виктуар де Кастеллан — дизайнер, основательница и глава ювелирного департамента Dior. А в музее — ее новая коллекция Dior Dior Dior и ретроспектива украшений, созданных для французского дома моды за два десятка лет.
Фото: Courtesy of Dior
Серьги Archi Dior Verticale Plissee Diamant Jaune, розовое, желтое и белое золото, оранжевые, желтые, белые и розовые бриллианты, 2014 год
Колье Archi Dior Corolle Jour Emeraude, белое золото, изумруды, бриллианты, 2014 год
Серьги Dentelle Organza, желтое и белое золото, жемчуг, бриллианты, 2018 год
Колье Dentelle Velours, белое золото, изумруд, голубые шпинели, бриллианты, 2018 год
Кольцо Dentelle Velours, желтое золото, изумруды, цавориты, турмалины параиба, бриллианты, 2018 год
Браслет Dentelle Guipure, розовое и желтое золото, желтый и белые бриллианты, 2018 год
Кольцо Dentelle Guipure, белое золото, сапфир, бриллианты, 2018 год
Часы с секретом Haute Joaillerie Exquise Opale, кварцевый механизм, розовое и белое золото, розовые, фиолетовые и желтые сапфиры, опалы, спессартиты, рубины, 2017 год
Кольцо Appartements de Mesdames Cassette, желтое и розовое золото, черненое серебро, платина, бриллианты, 2016 год
Кольцо Reine de Quartzie, платина, розовый кварц, жемчуг, бриллианты, 2009 год
Серьги Cygne Rose, белое золото, бриллианты, розовые сапфиры, 1999 год
Подвеска Coffret de Victoire, платина, коралл, перидоты, рубеллит, зеленый и желтые турмалины, турмалины параиба, цавориты, хризопразы, опалы, 2003 год
Наследница знатного французского рода, прожигательница парижской жизни, законодательница мод в 1980-х и ювелир, ставшая легендой 2000-х, Виктуар де Кастеллан такая же яркая и ни на кого не похожая, как ее кольца, колье, серьги и часы. Ее почерк — это вечная женственность, неуловимый парижский шик и рок, немного ретро, немного попа, немного готики, очень много воображения, и все это в размере от XXXS до XXXL. Виктуар 56 лет, из них 20 она работает в Dior, и все самое драгоценное, что есть у французского модного дома,— ее рук дело.
На Вандомской площади, как известно, нет других звезд, кроме драгоценных камней и украшений, из них созданных. А уж кто все это сделал — вопрос второстепенный. Если дизайнер в моде — лицо марки, то дизайнер в ювелирном искусстве — невидимка. В этом "режиме инкогнито" в 1998 году модный дом Dior объявляет о создании ювелирного департамента, главой которого была назначена Виктуар де Кастеллан. Событие стало важной вехой в истории ювелирного дела: мало того что появился конкретный автор, так этот автор еще и женщина. Но если для Dior это было впервой, то для Виктуар де Кастеллан — нет: перед тем как принять предложение президента LVMH Бернара Арно, она 14 лет отработала в Chanel и была любимым, как бы сегодня сказали, partner in crime Карла Лагерфельда. Даже в дефиле участвовала. "Блеск, да и только!" — вспоминают очевидцы. Но на смену бурной юности пришла умная молодость, и Виктуар захотелось работать с лучшими камнями (что, впрочем, не помешало ей, наплевав на законы haute joaillerie, ввести в круг избранных ростериты, турмалины параиба и опалы), дорогими металлами и изощренными техниками. Этого хотел для Dior и Арно.
Колье Fiancee du Vampire (Je m'attache ou je meurs...), белое золото, бриллианты, аметисты, рубины, 2009 год
Подход к ювелирным украшениям у Виктуар де Кастеллан тоже женский: нравиться они должны не мужьям, любовникам и прочим дарителям, а исключительно нам — тем, кому все это преподносят и кто все это надевает. Сделать женщину красивой и счастливой — примерно то же много лет назад говорил Кристиан Диор. А его слово в Dior и по сей день закон, поэтому привязанности и образы великого кутюрье стали для де Кастеллан источником вдохновения номер один. Ей хотелось, чтобы складывалось ощущение, что департамент, который она создает с нуля, существовал в Dior всегда. Ее Milly Carnivora и Diorette рассказывали о страсти Диора к цветам, садам Гранвиля, грядкам Мийи-ла-Форе. В первой же коллекции Incroyables et Merveilleuses цитрины, аметисты, опалы, сапфиры, рубины, изумруды и цавориты пустились в карнавальный пляс, словно отдавая дань послевоенным костюмированным балам и праздникам, которые так любил Диор. Каждое украшение (хотя точнее его называть ювелирной скульптурой — столь изощренна композиция) рассказывало историю, и всякий раз эта история разворачивалась вокруг солирующего камня весом 80 карат. Роскошь? Да, но сопоставимая с 50 метрами шелка на одну юбку. Диор мог себе позволить, может и де Кастеллан. Шелест этого шелка слышится, когда смотришь на украшения из коллекции Soie Dior: Виктуар оживила дорогие сердцу кутюрье ленты, складки, воланы. Шелковая лента стала отправной точкой и при создании культовой модели часов D de Dior.
Но фантазия арт-директора никогда не ограничивалась историей жизни Кристиана Диора и его модного дома. Де Кастеллан — сама мастер историй. Так, в консервативном мире haute joaillerie появилась сказка о вампире и его прекрасной возлюбленной (коллекция La Fiancee du vampire), а вместе с ней и усыпанные бриллиантами черепа, кровоточащие рубинами колье и разбитые сердца. Последние несколько лет Виктуар увлекалась версальскими тайнами: в трех главах-коллекциях рассказала и про романы Людовика XIV, в частности, с юной Анжеликой де Фонтанж, и про королевские покои, и про секреты, которые хранят эти стены (отсюда и украшения с секретом), и про знаменитые сады Андре Ленотра. Рассказала так красочно и достоверно, как может только она одна. И не преминула дать слово своим любимым опалам. Уникальные фантазийные украшения ценой в несколько миллионов покупали мгновенно. Немудрено. Имя де Кастеллан давно стало маркой, за ее произведениями охотятся коллекционеры и галеристы (сотрудничество с акулой арт-бизнеса Ларри Гагосяном — отдельная история от Dior).
Новую коллекцию высокого ювелирного искусства Виктуар де Кастеллан, Dior Dior Dior, решили сначала показать публике, а уж потом продавать. Кружево, которое можно надеть на руку и расцветить,— такова была идея арт-директора. Идея не новая, кружевом вдохновлялись и итальянцы Buccellati, пробовали и испанцы Carrera y Carrera, и француженка Aurelie Bidermann, но сколько ювелиры ни брались за эту красивую и обманчиво легкую тему, ничего запоминающегося не выходило. А у Виктуар де Кастеллан получилось. Чего стоят хотя бы кольца на разные фаланги пальцев или чокер, сделанный на манер бархотки. Когда смотришь через стекло музейной витрины, и впрямь кажется, что это кружево. Техника исполнения золотой решетки, основы драгоценного кружева, чьи ячейки формой напоминают пчелиные соты, требует исключительного мастерства — каждую миниатюрную ячейку внутри можно отполировать только вручную. С особой тщательностью обрабатывались и камни — как при вышивке, замечают в Dior,— чтобы подчеркнуть сияние центральных изумрудов, сапфиров, рубинов, желтых бриллиантов и гранатов спессартинов. Сотни часов кропотливой работы и тысячи маневров. И все для того, чтобы сделать женщин счастливыми.