От черепа до чокера
Мария Сидельникова о ювелирном департаменте Dior
На ступеньках парижского Музея современного искусства стоит ослепительная рыжеволосая дама: платье короткое, ноги длинные, улыбка покоряющая, глаз — алмаз. Не заметить ее невозможно. Это Виктуар де Кастеллан — дизайнер, основательница и глава ювелирного департамента Dior. А в музее — ее новая коллекция Dior Dior Dior и ретроспектива украшений, созданных для французского дома моды за два десятка лет.
Наследница знатного французского рода, прожигательница парижской жизни, законодательница мод в 1980-х и ювелир, ставшая легендой 2000-х, Виктуар де Кастеллан такая же яркая и ни на кого не похожая, как ее кольца, колье, серьги и часы. Ее почерк — это вечная женственность, неуловимый парижский шик и рок, немного ретро, немного попа, немного готики, очень много воображения, и все это в размере от XXXS до XXXL. Виктуар 56 лет, из них 20 она работает в Dior, и все самое драгоценное, что есть у французского модного дома,— ее рук дело.
На Вандомской площади, как известно, нет других звезд, кроме драгоценных камней и украшений, из них созданных. А уж кто все это сделал — вопрос второстепенный. Если дизайнер в моде — лицо марки, то дизайнер в ювелирном искусстве — невидимка. В этом "режиме инкогнито" в 1998 году модный дом Dior объявляет о создании ювелирного департамента, главой которого была назначена Виктуар де Кастеллан. Событие стало важной вехой в истории ювелирного дела: мало того что появился конкретный автор, так этот автор еще и женщина. Но если для Dior это было впервой, то для Виктуар де Кастеллан — нет: перед тем как принять предложение президента LVMH Бернара Арно, она 14 лет отработала в Chanel и была любимым, как бы сегодня сказали, partner in crime Карла Лагерфельда. Даже в дефиле участвовала. "Блеск, да и только!" — вспоминают очевидцы. Но на смену бурной юности пришла умная молодость, и Виктуар захотелось работать с лучшими камнями (что, впрочем, не помешало ей, наплевав на законы haute joaillerie, ввести в круг избранных ростериты, турмалины параиба и опалы), дорогими металлами и изощренными техниками. Этого хотел для Dior и Арно.
Подход к ювелирным украшениям у Виктуар де Кастеллан тоже женский: нравиться они должны не мужьям, любовникам и прочим дарителям, а исключительно нам — тем, кому все это преподносят и кто все это надевает. Сделать женщину красивой и счастливой — примерно то же много лет назад говорил Кристиан Диор. А его слово в Dior и по сей день закон, поэтому привязанности и образы великого кутюрье стали для де Кастеллан источником вдохновения номер один. Ей хотелось, чтобы складывалось ощущение, что департамент, который она создает с нуля, существовал в Dior всегда. Ее Milly Carnivora и Diorette рассказывали о страсти Диора к цветам, садам Гранвиля, грядкам Мийи-ла-Форе. В первой же коллекции Incroyables et Merveilleuses цитрины, аметисты, опалы, сапфиры, рубины, изумруды и цавориты пустились в карнавальный пляс, словно отдавая дань послевоенным костюмированным балам и праздникам, которые так любил Диор. Каждое украшение (хотя точнее его называть ювелирной скульптурой — столь изощренна композиция) рассказывало историю, и всякий раз эта история разворачивалась вокруг солирующего камня весом 80 карат. Роскошь? Да, но сопоставимая с 50 метрами шелка на одну юбку. Диор мог себе позволить, может и де Кастеллан. Шелест этого шелка слышится, когда смотришь на украшения из коллекции Soie Dior: Виктуар оживила дорогие сердцу кутюрье ленты, складки, воланы. Шелковая лента стала отправной точкой и при создании культовой модели часов D de Dior.
Но фантазия арт-директора никогда не ограничивалась историей жизни Кристиана Диора и его модного дома. Де Кастеллан — сама мастер историй. Так, в консервативном мире haute joaillerie появилась сказка о вампире и его прекрасной возлюбленной (коллекция La Fiancee du vampire), а вместе с ней и усыпанные бриллиантами черепа, кровоточащие рубинами колье и разбитые сердца. Последние несколько лет Виктуар увлекалась версальскими тайнами: в трех главах-коллекциях рассказала и про романы Людовика XIV, в частности, с юной Анжеликой де Фонтанж, и про королевские покои, и про секреты, которые хранят эти стены (отсюда и украшения с секретом), и про знаменитые сады Андре Ленотра. Рассказала так красочно и достоверно, как может только она одна. И не преминула дать слово своим любимым опалам. Уникальные фантазийные украшения ценой в несколько миллионов покупали мгновенно. Немудрено. Имя де Кастеллан давно стало маркой, за ее произведениями охотятся коллекционеры и галеристы (сотрудничество с акулой арт-бизнеса Ларри Гагосяном — отдельная история от Dior).
Новую коллекцию высокого ювелирного искусства Виктуар де Кастеллан, Dior Dior Dior, решили сначала показать публике, а уж потом продавать. Кружево, которое можно надеть на руку и расцветить,— такова была идея арт-директора. Идея не новая, кружевом вдохновлялись и итальянцы Buccellati, пробовали и испанцы Carrera y Carrera, и француженка Aurelie Bidermann, но сколько ювелиры ни брались за эту красивую и обманчиво легкую тему, ничего запоминающегося не выходило. А у Виктуар де Кастеллан получилось. Чего стоят хотя бы кольца на разные фаланги пальцев или чокер, сделанный на манер бархотки. Когда смотришь через стекло музейной витрины, и впрямь кажется, что это кружево. Техника исполнения золотой решетки, основы драгоценного кружева, чьи ячейки формой напоминают пчелиные соты, требует исключительного мастерства — каждую миниатюрную ячейку внутри можно отполировать только вручную. С особой тщательностью обрабатывались и камни — как при вышивке, замечают в Dior,— чтобы подчеркнуть сияние центральных изумрудов, сапфиров, рубинов, желтых бриллиантов и гранатов спессартинов. Сотни часов кропотливой работы и тысячи маневров. И все для того, чтобы сделать женщин счастливыми.