"Сначала мы создаем обувь, а потом уничтожаем"
Роберто ди Роза о своих ноу-хау
Туфли Officine Creative выглядят так, будто в них исходили много дорог герои книг Чарльза Диккенса. Ради этого эффекта поношенности технологи бренда красят заготовки вместе с подошвой в огромных центрифугах, а потом уже готовые туфли стирают с камнями. Тогда кожа приобретает глубокий цвет, но выглядит потертой. Об этом и других своих методах дизайнер и основатель марки Роберто ди Роза рассказал Нателе Поцхверии.
— Ваше производство открылось на базе фабрики вашего отца. Фабрике в этом году 50 лет — отмечаете?
— Нет, мы этого не любим. Живем настоящим и считаем, что каждый следующий год важнее предыдущего. Никаких специальных коллекций, юбилейных бирок и прочего.
— Ваш отец и ваш дед — обувщики, так что ваша судьба была предрешена?
— Да, конечно. Я рос во всем этом и не смог бы иначе. В 1995 году я начал работать с компанией Prada и хотел вершить революцию — использовать новые материалы, перетряхивать классику. В 1997-м мы открыли собственную компанию — Officine Creative.
— Говорят, у вас есть машина времени?
— Да, самая настоящая машина времени для обуви. Наш главный принцип работы: чтобы получились правильные туфли, нужно их создать, потом уничтожить и создать заново. Вот тогда обувь приобретает именно тот вид, который меня устраивает.
Мы используем специальные центрифуги, в которых стираем обувь. В одной — с мелкими гладкими керамическими камушками, которые оставляют вмятины, но не царапают обувь — эта технология называется Stone Wash (стирка с камнями). А во вторую мы добавляем особый раствор (даже не просите раскрыть вам тайну его состава, это наш промышленный секрет), чтобы цвет получился неоднородным и насыщенным. Это Deep-dye — глубокое окрашивание.
После такой карусели на обуви остаются морщинки, отметки времени, как будто вы уже давно носите туфли. Потому мы и называем наши машины машинами времени.
— Получается, клиент покупает совершенно новые туфли, но уже с историей?
— Да, что-то вроде этого. Меня очень впечатлила в свое время история про лорда Байрона. Оказывается, прежде чем надеть любую вещь, он отдавал ее слуге. Пару-тройку дней слуга носил новый камзол или туфли, а потом возвращал хозяину. Даже новый диван Байрон сначала ставил в комнату к слугам, они могли на нем спать и сидеть, а потом забирал к себе. Так вещи переставали быть скрипуче-новыми. Новизна раздражала Байрона. Меня тоже раздражает. Я обожаю морщины на лицах и руках людей и считаю, что "морщины", трещины и потертости украшают обувь.
— Какие технологии кроме окрашивания в центрифуге и стирки с камнями вы используете?
— Патинирование, полировку, ручное окрашивание — известных и традиционных технологий сотни. Но мы действительно придумали эти два способа и гордимся ими. Я не люблю кроссовки, напечатанные на 3D-принтерах, не люблю современности и глянца.
— На вашем сайте можно посмотреть фильм о производстве. Это ваши руки появляются в конце?
— Нет, это руки моего отца. Как символ связи поколений. Руки в конце видео — как дизайнер, который выходит на подиум в конце показа.