8 фильмов фестиваля «Амфест»
Выбор Ксении Рождественской
26 сентября в Москве стартует 13-й фестиваль независимого американского кино «Амфест», показы которого будут проходить в кинотеатре «Октябрь» в течение месяца. В программе фестиваля традиционно победители «Сандэнса» и мощные ретроспективные показы — на этот раз на большом экране покажут знаменитую трилогию Ричарда Линклейтера, худший фильм XXI века — легендарную «Комнату» Томми Вайсо, и выдающегося «Донни Дарко» Ричарда Келли. Weekend выбрал восемь фильмов, которые невозможно пропустить
Неправильное воспитание Кэмерон Пост режиссер Дезире Акхаван
Победитель последнего «Сандэнса» начинается с лесбийской сцены, продолжается религиозными песнями и заканчивается пионерской зорькой: героиня, задумчивая красавица Кэмерон (Хлоя Грейс Морец), находит единомышленников, а над миром, как становится ясно зрителю, восходит новое время. Сразу и не скажешь, что действие разворачивается в начале 1990-х: кажется, что перед нами антиутопия, где девушку, предпочитающую секс с девушкой, отправляют в религиозный интернат. Здесь подростков избавляют от влечения к своему полу, доводя до религиозной истерики на психологических сборищах (пугающе убедительна директриса в исполнении Дженнифер Эль). Но все-таки «Неправильное воспитание» — не антиутопия, а смешная, диковатая и нежная история о взрослении. И если первый фильм Дезире Акхаван «Надлежащее поведение» напоминал Вуди Аллена, то этот заставляет вспомнить Тодда Солондза.
«Каро 11 Октябрь», 29 сентября, 13.00
Нэнси режиссер Кристина Чоу
Драма, притворяющаяся триллером. Нэнси, несуразная унылая женщина, не умеющая улыбаться, ухаживает за больной матерью, хвастается коллегам, что ездила в отпуск в Северную Корею, уверяет интернет-знакомого, что не будет делать аборт. Все, что она говорит,— ложь, неуклюжий и бессмысленный троллинг. Увидев по телевизору фотографию девочки, украденной 30 лет назад, Нэнси едет к родителям пропавшего ребенка. Невозможно сказать, всерьез она примеряет новую маску или ей просто нравится представлять себя кем-то другим. Так же ведет себя и сам фильм. Трое блестящих актеров — Стив Бушеми, Джей Смит-Кэмерон и Андреа Райсборо — разыгрывают минималистичную, мощную и дискомфортную версию вампиловского «Старшего сына». Режиссер и сценарист Кристина Чоу (сериал «Королева сахара») получила за сценарий «Нэнси» премию Уолдо Солта на «Сандэнсе»-2018.
«Каро 11 Октябрь», 29 сентября, 19.30
Соллерс-Пойнт режиссер Мэттью Портерфилд
Сорокалетний Мэттью Портефилд уже считается инди-ветераном, его «Гамильтон» и «Патти-Хилл» даже приобретены нью-йоркским Музеем современного искусства. Портефилд ценит живую, почти документальную жизнь, его герои пытаются вписаться в мир, стать как все — и не всегда могут. Если в «Гамильтоне» режиссер был созерцателем, то в «Соллерс-Пойнте» стал скорее надзирателем: его герой Кит, бывший мелкий дилер, сидит под домашним арестом, живет с отцом-пенсионером (Джим Белуши), ищет работу, расстался с девушкой, и только бывшие подельники готовы признать его своим. Умирающая, уходящая в пыль окраина, разочарованный мир. Портефилд специально переписал сценарий под восходящую звезду Маккола Ломбарди («Американская милашка») — и актер поддал драйва, полностью поменяв, по словам режиссера, ощущение от этой истории.
«Каро 11 Октябрь», 2 октября, 20.00
Мы, койоты режиссеры Ханна Ладул, Марко Ла Виа
Фильм двадцатилетних о двадцатилетних, 24 часа из жизни Лос-Анджелеса. Герои — влюбленная парочка, решившая начать совместную жизнь в незнакомом городе. Весь фильм — последовательный и осознанный уход от голливудских клише: Аманда (Морган Сейлор) приезжает в Лос-Анджелес вовсе не для того, чтобы стать актрисой, Джейк (снова Маккол Ломбарди, но совершенно непохожий на своего героя из «Соллерс-Пойнт») не способен постоять за себя — и даже финальный поцелуй на фоне восходящего солнца выглядит глупо и трогательно, совсем не как в голливудском кино. Режиссеры, французы Ханна Ладул и Марко Ла Виа, как это часто бывает с чужаками, сразу почувствовали про Лос-Анджелес главное: этот город может возвысить, развлечь, обокрасть, расслабить, напрячь — и все это одновременно. Правильный город для двадцатилетних.
«Каро 11 Октябрь», 9 октября, 20.00
Т(о)варищи на века (часть 1 и часть 2) режиссер Джастин Макгрегор
Спустя 15 лет после выхода самого плохого фильма всех времен и народов — культовой «Комнаты» (ее тоже покажут на фестивале), Томми Вайсо и Грег Сестеро снова объединились и снялись в новом плохом кино, двухтомных «Т(о)варищах». «Комната» была так восхитительно ужасна, что о ней писали философские работы, мемуары и даже сняли фильм («Горе-творец» Джеймса Франко). Теперь вот появились еще два фильма, на которые падает ее гниловатый свет. «Т(о)варищи на века» — черная комедия пополам со сновидческим триллером по сценарию самого Сестеро, режиссером стал дебютант Джастин Макгрегор, а Томми Вайсо в роли похоронных дел мастера подтверждает свою репутацию абсолютного фрика и актера настолько бездарного, что это изумительно. Смотреть надо обе части, как в «Убить Билла».
«Каро 11 Октябрь», 18 октября, 19.30, 22.00
Кто в пятницу родился режиссер А. Дж. Эдвардс
Детдомовцу Ричи исполняется 18, а значит, начинается взрослая жизнь. В ней все пойдет не так — не та работа, не тот друг, не та девушка, кривые окольные тропы. И убегающий из-под колес город, который выглядит игрушечным. Фильм кажется то косплеем «Бойцовского клуба», то умным детективом, то портретом несбывшихся надежд. В итоге все сходится в нервную, жесткую драму. Тай Шеридан («Первому игроку приготовиться») доказывает, что он способен играть сложных героев, не меняя выражения лица, Калеб Лэндри Джонс («Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и новый «Твин-Пикс») вообще не напоминает человеческое существо. Режиссер А. Дж Эдвардс работал монтажером у Терренса Малика, и «Кто в пятницу родился» выглядит так, как будто в маликовское кино вдруг яростно врывается сюжет.
«Каро 11 Октябрь», 21 октября, время сеанса уточняется
Релаксер режиссер Джоэль Потрикус
Поваренная книга геймера, угрюмая абсурдистская история инфантильности и одержимости. Эбби живет челленджами: брат постоянно берет его на слабо. Сможет ли он не вставать с дивана? Сможет ли он выпить галлон молока — и за сколько минут? Сможет ли он пройти 256-й уровень «Пакмана»? Сможет ли зритель вынести зрелище всех жидкостей, заливающих экран, откопать Эбби из-под пыли и снега? Джоэль Потрикус умеет найти нестандартного героя: в его «Обезьяне» (хит Локарно-2012) герой носил костюм обезьяны, в «Полудурке» (2014) офисный работник боролся с капитализмом, в «Релаксере» герой, прилипший к дивану, повелевает миром, катящимся в безумие (дело происходит в 1999 году, и вот-вот все компьютеры сойдут с ума, столкнувшись с проблемой-2000). Джошуа Бёрдж из «Обезьяны» и «Полудурка» здесь напряженно вглядывается в пустоту, а Потрикус еще раз доказывает, что лучше всех знает, как выглядит новый сверхчеловек.
«Каро 11 Октябрь», 3 октября, 20.00
Донни Дарко режиссер Ричард Келли
В этом году «Амфест» показывает несколько классических фильмов — помимо «Комнаты», это трилогия «Перед рассветом» / «Перед закатом» / «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера и одна из величайших картин ХХI века — «Донни Дарко». Культовая классика о мрачном подростке (Джейк Джилленхол) и кролике с железной мордой, о падении самолета и конце света, о Тангенциальной Вселенной, путешествиях во времени и истеричном подростковом веселье. В фильме искали и находили политические высказывания (ода концу рейгановской эры), провидческие идеи (фильм, в котором падает самолет, вышел сразу после разрушения башен-близнецов в Нью-Йорке), евангельские аллюзии и отсылки к мировой философии и психологии. Сам Ричард Келли, не снявший с тех пор ничего столь же значимого, призывает смотреть фильм несколько раз и следить за всеми мелочами, потому что «каждый кадр хранит какой-то секрет, каждый персонаж является частью пути».
«Каро 11 Октябрь», 31 октября, 20.00