Главные события фестиваля Earlymusic
Выбор Сергея Ходнева
27 сентября в Санкт-Петербурге открывается XXI фестиваль Earlymusic. Программа его в этот раз компактна и не так пестрит именами звезд, как в иные из предшествующих 20 лет. Но зато практически каждый из его концертов в этот раз — событие непривычное, нетривиальное и интригующее даже для избалованной старинно-музыкальными деликатесами аудитории
«Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха
Забудьте о многолюдных исполнениях «Страстей» наподобие записей Карла Рихтера и Мюнхенского баховского хора: основатель Taverner Choir, Consort and Players (TCCP) Эндрю Пэррот — адепт теории о том, что правильнее исполнять баховскую музыку совсем камерным ансамблем, на каждую хоровую партию по одному голосу. Театра, помпы, массивности в результате, конечно, меньше, но утонченности, созерцательности и нюансов качественно больше. По крайней мере в случае музыкантов Эндрю Пэррота — одного из ветеранов и вождей британского аутентизма, человека из той же плеяды, что и Джон Элиот Гардинер или Кристофер Хогвуд, но притом в России известного чуть менее. Тем приятнее, что TCCP приедут не только на петербургский фестиваль, но и в Москву, где на сцене свежеоткрытого зала «Зарядье» исполнят 25 сентября те же «Страсти по Иоанну».
Академическая капелла, 27 сентября, 19.00
«Комедия о Навуходоносоре» Симеона Полоцкого
Отечественное барокко до Петра Великого, за вычетом архитектуры да иконописи, для многих нынче terra incognita — а ведь были при московском дворе и «фряжские» музыкальные инструменты, и театр, и даже балет. Об этом призван напомнить едва ли не самый отважный эксперимент фестиваля за последние годы — постановка «Комедии о Навуходоносоре царе…» Симеона Полоцкого, пересаживавшего на русскую почву практику иезуитской «школьной драмы». Произношение, жесты, мизансцены, танцы — все это воссоздано на аутентичный манер. Представлению будет предшествовать целый литературно-музыкальный марафон: начиная с часу дня публике предложат исторически информированную декламацию сначала отечественной поэзии от Кантемира до Крылова, а потом стихотворений из галантного бестселлера Поля Тальмана «Езда в остров любви» — и в старофранцузском оригинале, и в переводе Тредиаковского. Все это, разумеется, в сопровождении полагающейся по хронологии музыки.
Творческое пространство «Пальма», 7 октября, 19.00
Вечер барочного балета
Хореограф Клаус Абромейт, центральный участник Earlymusic на протяжении уже более 10 лет, на сей раз представляет вечер из трех, частью реконструкторских, частью фантазийных, балетных «новелл» в исполнении «Барочного балета Анджолини» и «Солистов Екатерины Великой». Одна («Царицы Севера») — приношение пестовавшим балетное искусство русским императрицам XVIII века Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, а заодно и их придворным композиторам Ристори и Далольо. Две другие чествуют самого славного патрона барочного балета — «короля-солнце». И молодого, еще самолично выступавшего на сцене («Людовик XIV — король-танцор» с музыкой Рауля Фёйе и танцами, восстановленными по его же нотации), и пожилого: новелла «Венецианский карнавал» поставлена на танцевальную музыку из знаменитой одноименной «оперы-балета» Андре Кампра (1699).
Эрмитажный театр, 3 и 5 октября, 19.00
Музыка Уильяма Гершеля
Про научные подвиги Уильяма Гершеля (1738–1822), открывателя планеты Уран со спутниками и инфракрасного излучения, все знают со школьной скамьи, и даже астрономический значок Урана украшен латинским H — первой буквой его фамилии. На самом деле великий астроном при жизни был известен также как разносторонний музыкант (гобоист, скрипач, клавесинист и органист) и композитор, причем весьма плодовитый — одних симфоний после него осталось 24. Одна из них, Восьмая, прозвучит в исполнении «Солистов Екатерины Великой» наряду с другими гершелевскими опусами: это монументальный «Te Deum» и скрипичные каприччо — музыка не просто ультраредкая, но и, по утверждению придумавшего этот проект альтиста Андрея Пенюгина, для конца XVIII столетия решительно авангардная.
Планетарий «Люмьер-холл», 12 октября, 19.00