Экологов задела дискриминация
Сотрудники «Гринписа России» пожаловались в ЕСПЧ на нападение в Краснодарском крае
Сотрудники и волонтеры «Гринписа России» пожаловались в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на отсутствие расследования дела о нападении на их противопожарную экспедицию в Краснодарском крае в 2016 году. Заявители также считают, что был нарушен запрет на дискриминацию, так как нападение носило идеологически мотивированный характер. Нападавшие на лагерь экологов выражали агрессию по отношению к ним, считая их представителями американской организации. Правоохранительные органы не стали возбуждать дело о разжигании ненависти и международной розни.
Как стало известно “Ъ”, ЕСПЧ коммуницировал (принял к рассмотрению) жалобу сотрудников и волонтеров российского отделения международной экологической организации Greenpeace, участвовавших в противопожарной экспедиции в Краснодарском крае с 5 по 13 сентября 2016 года. Тогда на лагерь экологов напали вооруженные люди в масках, ограбили их и избили. До сих пор никто из нападавших не найден.
«На наш взгляд, был нарушен ряд статей Европейской конвенции о защите прав человека — ст. 3 (запрет пыток и насилия), ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и ст. 14 (запрет дискриминации)»,— пояснил “Ъ” представитель заявителей, адвокат международной правозащитной организации «Агора» Александр Попков. Он отметил, что по ст. 14 редко обращаются в ЕСПЧ. «Из показаний заявителей видно, что у нападавших явно был мотив идеологической или политической, межнациональной розни. Но правоохранительные органы, вместо того чтобы проверить этот мотив, подтвердить или опровергнуть, просто проигнорировали его. А ведь ЕСПЧ в своих решениях не раз указывал, что если есть подозрение на такой мотив, то его надо тщательно проверить»,— отметил адвокат. По словам пострадавших, нападавшие кричали им: «Убирайтесь в свою Америку, в свою Пиндосию» — и даже написали на воротах в лагерь: «Тут пиндосы». Стоит отметить, что экологическая организация Greenpeace была основана в Канаде, и ее первой целью был протест против ядерных испытаний, проводимых властями США. Сейчас центральный офис организации находится в Нидерландах.
Экспедиция экологов с самого начала столкнулась с пристальным вниманием, говорится в жалобе в ЕСПЧ (есть в распоряжении “Ъ”). Участников не менее восьми раз останавливали, проверяли документы и досматривали сотрудники правоохранительных органов. За лагерем следили с помощью дронов. 7 сентября 2016 года к охранявшему лагерь Владимиру Строганову подошли двое неизвестных и, угрожая неприятными последствиями, потребовали уехать из региона. На следующий день в лагерь приехали мужчины в форме казаков, которые стали оскорблять членов экспедиции и требовать от них уехать. Прибывшие по вызову сотрудники полиции никаких мер в отношении «казаков» не приняли. Около часа ночи 9 сентября на лагерь напали не менее шести человек в масках с ножами, огнестрельным оружием и взрывными устройствами. Одно такое устройство — светошумовая граната — было взорвано. «Судя по всему, это были те люди, которые приходили ранее. Они заявили, что экологи не прислушались к их требованиям. А две девушки узнали голос человека, который приходил днем»,— пояснил господин Попков. В ходе потасовки руководитель программы «Гринписа России» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин попытался стрелять из травматического пистолета, но его избили дубинкой и сломали нос. Руководителя экспедиции Григория Куксина уложили на землю. «Меня уронили на землю, выстрелили рядом с головой,— говорит эколог.— Угрозы выражалась и в действиях, и в фразах "Мы вас всех убьем, вас никто не найдет"». Нападавшие начали ножами резать палатки, бить стекла автомобилей и протыкать шины. Кроме того, у участников экспедиции нападавшие украли телефоны.
«Полиция возбудила три дела, разбив одно преступление на три,— по ч. 1 ст. 115 (причинение легкого вреда здоровью), ч. 1 ст. 119 (угроза убийством), ч. 1 ст. 158 (кража). Такое делается, чтобы снизить серьезность преступления и сократить сроки давности»,— считает адвокат. Он отмечает, что нападавшие действовали как организованное сообщество. По фактам повреждения имущества дознаватели вынесли постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Адвокат подчеркивает, что и по основным делам не было движения. «Мы добились удовлетворения ходатайства о проведении биллинга и выявлении сотовых телефонов, действовавших в этом районе в момент нападения. Но дознаватель просто не стал это делать»,— говорит господин Попков. Он добавляет, что дознаватели не изучили видеозаписи, которые экологи делали во время дневного разговора с «казаками», а также поверили на слово местному атаману, который сообщил, что никто из его людей не участвовал в нападении.
В июне 2017 года адвокат пострадавших обратился в СУ СКР по Краснодарскому краю, указав на очевидную имитацию расследования полицией, и просил возбудить уголовное дело по факту совершения организованной группой нападения на лагерь экологов. Однако это заявление СК перенаправил в МВД. В сентябре 2017 года адвокат уже обжаловал в суде бездействие руководителя краевого СК, но суд отклонил его заявление. Отказ также последовал в апелляционной и кассационной инстанции, после чего пострадавшие обратились в ЕСПЧ.
Напомним, что в декабре 2017 года произошло еще одно нападение на экологов в Краснодарском крае. Были избиты члены «Экологической вахты Северного Кавказа» Виктор Чириков и Андрей Рудомаха (см. “Ъ” за 29.12.2017). Их подстерегли вечером около их офиса, куда они вернулись после очередного рейда. Избив экологов, неизвестные в медицинских масках переключились на их вещи: вытащили из машины всю технику, электронные носители информации и документы организации. Андрей Рудомаха был госпитализирован с подозрением на черепно-мозговую травму. В начале 2018 года он и еще один эколог Дмитрий Шевченко получили анонимные письма с угрозами. Отправитель, подписавшийся «Смерть Рудомахе», сообщил, что экологам стоит уехать из региона. В эти же дни Минюст России убрал «Экологическую вахту» из списка «иностранных агентов». Позже Андрею Рудомахе была предоставлена государственная защита, а уголовное дело было переквалифицировано на более тяжелую статью — со статьи «Грабеж» на «Разбой».