Водоканал дал налоговую течь
И. о. заместителя губернатора Александр Байер увольняется на фоне уголовного дела
В нижегородском следственном управлении СК возбудили уголовное дело по признакам уклонения от уплаты НДС в размере 65,8 млн руб. руководством АО «Нижегородский водоканал». Речь идет о событиях 2013 года, когда водоканал возглавлял Александр Байер, который затем перешел работать в областное правительство заместителем губернатора по ЖКХ. В «Нижегородском водоканале» отрицают какие-либо факты налоговых преступлений, подчеркивая, что пять лет назад налоговые органы не нашли нарушений и нынешнее уголовное дело возбуждено без решения налоговой инспекции. Собеседники „Ъ“ не исключили, что силовики собирают компромат на господина Байера: вечером заместитель губернатора решил уйти в отставку.
СУ СК России по Нижегородской области объявило о возбуждении уголовного дела по признакам ч. 2 ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере» в отношении менеджмента «Нижегородского водоканала». По версии следствия, «лицо из числа руководства» предприятия подписало и направило в налоговые органы заведомо недостоверную декларацию с ложными сведениями. «Таким образом, ОАО „Нижегородский водоканал“ не были отражены суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет в результате передачи неотделимых улучшений арендованного имущества», — заявили в Следственном комитете, подчеркнув, что руководство водоканала подозревается в уклонении от уплаты 65,8 млн руб. и следствие примет все необходимые меры для взыскания недоимки в госбюджет. Никаких подробностей в СУ СК не сообщили, даже период предполагаемого налогового преступления.
В «Нижегородском водоканале» рассказали, что вопросы у следствия возникли по налоговой отчетности предприятия за 2013 год. «Ежегодно предприятие проходит необходимые налоговые проверки. По результатам всех пройденных проверок, в том числе по итогам 2013 года, нарушений в налоговой отчетности выявлено не было. Для подтверждения законности своих действий мы оказываем максимальное содействие следствию, представляя все затребованные документы», — отметили в пресс-службе предприятия. Как выяснил „Ъ“, выемка документов была проведена еще весной этого года, а затем оперативники УЭБиПК опрашивали главного бухгалтера водоканала и сотрудников, отвечающих за имущество предприятия.
Отметим, что пять лет назад ОАО «Нижегородский водоканал» возглавлял Александр Байер, который был главным идеологом передачи в концессию обществу систем водоснабжения и водоотведения Нижнего Новгорода под программу их модернизации с миллиардными заемными инвестициями. В 2014 году он перешел на работу в правительство Нижегородской области и последние годы курирует развитие ЖКХ и региональной энергетики в статусе заместителя губернатора.
Очевидно, что вопросы следствия могут быть адресованы именно ему как бывшему директору водоканала. Александр Байер отказался лично комментировать возможные претензии следствия, переадресовав „Ъ“ в пресс-службу правительства. Через нее он также не ответил, а вечером пресс-служба распространила заявление о том, что господин Байер подал в отставку. «Это было наше обоюдное решение. Александр Александрович высказал желание покинуть свой пост, и я поддержал его в этом намерении», — процитировала пресс-служба главу региона Глеба Никитина.
Информированный собеседник в мэрии предположил, что возникшее уголовное дело по отношениям с контрагентами пятилетней давности, которые в 2013 году проверялись налоговой инспекцией и аудитором водоканала, выглядит «заказом на Байера», которого понадобилось срочно убрать из команды нового губернатора. В УФНС по Нижегородской области отказались от комментариев, уточнив, что нарушения на водоканале были вскрыты правоохранительными органами, а налоговая инспекция лишь давала на них свое заключение.
Один из налоговых юристов, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что сообщения СУ СК и предприятия «на первый взгляд выглядят шокирующими». «Конституционный суд прямо указал, что если предприятие реальное и у него имеется возможность погашения налоговых платежей, то ни о каком уголовном преследовании не может быть и речи. Речь может идти только о налоговой недоимке на основании норм НК РФ. А как предприятие может уплатить доначисленные налоги, если нет нормативного акта, которым определена сумма этих платежей? Если в Следственном комитете действительно возбудили уголовное дело по событиям 2013 года без решения налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика, это пахнет какими-то репрессиями 37-го года. Возможно, мы просто не знаем всех обстоятельств», — сообщил собеседник.