Переговоры высокой энергофиктивности

Министры РФ и США ограничились декларацией о намерениях

Переговоры между министрами энергетики России и США Александром Новаком и Риком Перри завершились формальной декларацией о намерениях продолжать диалог, несмотря на острейшие разногласия, в том числе по «Северному потоку-2». Господин Перри подтвердил, что Вашингтон думает о введении санкций и против этого газопровода, и против энергосектора РФ в целом. По мнению экспертов, в нынешней конфронтации попытки содержательного диалога обречены на провал.

Министр энергетики США Рик Перри (слева) и министр энергетики России Александр Новак

Фото: РИА Новости

Министры энергетики России и США Александр Новак и Рик Перри провели 13 сентября переговоры в Москве, о возможности которых “Ъ” сообщал 9 сентября. На пресс-конференции по итогам переговоров министры согласились, что два крупнейших производителя углеводородов должны сотрудничать для обеспечения мира энергией. В частности, господин Перри добавил, что рассчитывает на то, чтобы «с этой встречей у нас открылась новая глава для новых областей взаимного интереса». Но как именно развивать это сотрудничество, осталось неясным, поскольку по основным чувствительным вопросам позиции сторон диаметрально противоположны.

Например, Рик Перри подтвердил, что США против газопровода «Газпрома» «Северный поток-2», поскольку тот концентрирует в рамках одного маршрута две трети поставок российского газа в ЕС и тем самым вредит энергобезопасности Европы.

Министр энергетики США Рик Перри
США вправе сегодня посылать сигнал странам, которые не ведут себя как цивилизованный член мирового сообщества, что они будут наказаны. Есть множество способов сделать это. Энергетическая отрасль — один из них.

Он призвал, чтобы «Россия занимала ответственную позицию, вела себя как ответственный поставщик энергоресурсов и не допускала влияния энергоресурсов на политику». Министр подтвердил, что не исключает введения санкций как против «Северного потока-2», так и против энергосектора РФ в целом.

Александр Новак не без иронии ответил: «Я рад, что у нас с вами очень похожие взгляды на то, что энергетика не должна быть инструментом давления, потребитель должен иметь право выбирать источник поставок». Москва не раз подчеркивала, что считает противодействие Вашингтона проекту «Северный поток-2» попыткой продвинуть на европейский рынок СПГ из США. Господин Новак вновь подтвердил, что «обеспокоен заявлениями, которые делаются насчет введения санкций относительно абсолютно конкурентоспособного проекта, в котором заинтересованы европейские потребители». Рик Перри ответил, что США не ограничивают конкуренцию и, например, поддерживают другой газопровод в Европу — TAP, по которому придет азербайджанский газ (мощность TAP в Европе составит 10 млрд кубометров против 55 млрд кубометров «Северного потока-2»).

Министр энергетики РФ Александр Новак
Нельзя искусственно ограничивать тех, кто может поставлять ресурсы на рынок. Это может привести к непредсказуемым последствиям в плане обеспечения энергобезопасности в целом.

Александр Новак предложил восстановить рабочую группу по энергодиалогу, организовать совместный фонд по инвестициям по энергоэффективности, а также пригласил господина Перри посетить форум «Российская энергетическая неделя» в октябре, но однозначно позитивной реакции эти инициативы не встретили. В пресс-релизе Минэнерго США по итогам встречи отмечено, что министры намерены продолжить «ранее бездействовавший энергодиалог» и «будущее энергетических отношений стран основывается на успешном решении более широких разногласий».

Собеседники “Ъ” в правительстве РФ придавали большое значение визиту Рика Перри, поскольку это был бы первый визит высокопоставленного чиновника США с апреля 2017 года, когда в Россию приезжал глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон. С тех пор двусторонние отношения существенно ухудшились, и даже «пустой» визит означал бы сохранение определенного уровня межправительственных отношений и каналов связи помимо военных. Кроме того, у Александра Новака после довольно успешных газовых переговоров 2014–2015 годов с Украиной и Еврокомиссией и после очень эффективной сделки с Саудовской Аравией по сокращению добычи нефти в рамках ОПЕК+ сложилась репутация способного переговорщика.

Предметом общих энергетических интересов России и США, по мнению собеседников “Ъ”, могло бы стать поддержание приемлемых мировых цен на нефть — чтобы они не были слишком высоки для потребителей, в том числе в США, но позволяли рентабельно существовать американской сланцевой добыче.


«Логика этих переговоров весьма традиционная — что даже в неблагоприятной атмосфере нужно искать каналы общения и, как это часто отмечается, даже в годы холодной войны было осознание необходимости контактов по вопросам взаимного интереса»,— говорит глава Совета по внешней и оборонной политике, научный директор клуба «Валдай» Федор Лукьянов. Но, по его мнению, хотя предпринимаемые попытки контактов совершенно искренние, у них нет шансов на успех, поскольку на практике нынешняя ситуация в отношениях Россия—США имеет мало общего с той же холодной войной. «Все совершенно изменилось, к сожалению, и в обход основного стержня конфронтации выстроить каналы общения не получится»,— считает эксперт. Он подчеркивает, что даже в случае выстраивания определенного уровня доверия у Рика Перри нет возможности ничего реализовать, «так как политическая линия и администрации США, и Конгресса — это жесткое давление на Россию, и в обозримом будущем эта ситуация не изменится».

Юрий Барсуков

Вся лента