Машины проводят к свободному месту
Водители в Москве смогут отслеживать занятость уличных парковок
Пользователи московских платных парковок уже в 2019 году получат новый сервис для поиска парковок: приложение для смартфона подскажет, сколько примерно свободных мест осталось на той или иной улице. Столичные власти пытались внедрить подобный сервис несколько лет назад, укладывая датчики прямо в асфальт, но позже отказались от этого из-за технических сложностей. Теперь для анализа ситуации будут использоваться данные с камер, сведения приложения «Московский паркинг», паркоматов.
Московское ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) объявило тендер, предполагающий создание системы «мониторинга занятости» парковок. На будущий контракт планируется потратить 20 млн руб., потенциальные участники конкурса могут направить заявки до конца сентября. Новая система должна быть создана в течение трех месяцев.
Сегодня, напомним, оплата парковок в столице происходит через СМС, паркоматы и мобильное приложение «Московский паркинг». Последний — самый распространенный способ оплаты, на него приходится 83% всех операций услуг паркингов: его скачали более 2,7 млн автомобилистов (1,1 млн установок на устройства Android, 1,6 млн — на устройства iOS). В приложении можно узнать тарифы, данные об эвакуации автомобиля, выписанных штрафах, но отслеживать статус машино-места «свободен-занят» невозможно.
В скором времени такая функция появится. Занятость той или иной парковки будет рассчитываться на основе анализа большого количества данных — аналитики видеокамер, сведений, поступающих из паркоматов, приложений, от пеших инспекторов. При этом речь идет именно о приблизительной, а не точной оценке числа свободных мест на той или иной парковке (в Москве, напомним, все парковочные зоны имеют номер, каждая может включать несколько десятков или сотен мест).
В самом начале запуска платного паркинга в Москве в 2012–2013 годах столичные власти уже пытались наладить систему мониторинга свободных мест: было заключено несколько контрактов на общую сумму более 800 млн руб. Планировалось, что за каждым парковочным местом будет следить датчик, встраиваемый прямо в асфальт: подобные системы работают в торговых центрах. Систему начали монтировать, некоторое время в центре даже работали цифровые табло с указанием числа свободных мест. Но из-за ряда технических сложностей от подобной системы отказались. В 2017 году «Яндекс» разработал и встроил в навигатор собственную функцию оценки занятости парковочных мест, которая работает на основе аналитики треков, поступающих от пользователей приложения.
Использовать датчики для мониторинга машино-мест в Москве сложно, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: при ежегодной замене асфальта каждый прибор надо снимать, затем укладывать на место. «По большому счету датчики эти и не нужны. Автомобилистам совершенно не нужна информация о том, свободно ли конкретное место на улице,— говорит он.— Им нужно знать, какова вероятность припарковаться в конкретном районе. Массива данных, который есть в распоряжении АМПП, для этого достаточно». По мнению господина Шкуматова, можно ввести градацию, аналогичную той, что применяется в «Яндекс.Пробках»: бордовый цвет означает, что припарковаться в зоне не получится, зеленый — что парковочных мест, скорее всего, много.
Как регионы заняли машино-местами
Минтранс разработал инструкции для регионов по организации паркингов. Чиновникам будет рекомендовано жертвовать тротуарами и газонами для организации парковочных карманов, а парковку «елочкой» организовывать только на широких улицах. Тарифы на платную парковку, в свою очередь, будут рассчитываться по формуле, учитывающей зарплату местного населения. Эксперты инициативу поддержали, но отметили, что принятие документов может привести к неожиданным последствиям, вплоть до запретов парковки во дворах.