Человеческое развитие девальвирует неравенство
Мониторинг человеческого капитала
Свежий доклад Программы развития ООН (ПРООН) фиксирует, что в 2017 году из 189 стран наибольшее значение индекса человеческого развития (ИЧР) фиксировалось в Норвегии, Швейцарии, Австралии, Ирландии и Германии. Аутсайдерами же рейтинга оказались Нигер, Центральноафриканская Республика, Южный Судан, Чад и Бурунди. ИЧР является интегральным показателем, который публикуется ООН с начала 90-х годов в отчетах о развитии человеческого потенциала. Общий индекс является средним геометрическим четырех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; средней продолжительности обучения в годах; ожидаемой продолжительности обучения тех, кто еще учится, и валового национального дохода (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности.
ПРООН относит Россию к странам с очень высоким уровнем человеческого развития, и в рейтинге 2017 года страна заняла 49-е место со значением индекса 0,816 пункта. Этот показатель ниже среднего (0,894 пункта) для соответствующей группы стран, но заметно выше среднего значения для стран Европы и Центральной Азии в 0,771 пункта. По сравнению с 1990 годом показатель РФ вырос на 11,2%. Основной его рост пришелся на период с 2000-го по 2014 год, главным образом за счет увеличения ВНД и показателей образования (см. график). При этом в период с 2012-го по 2017 год РФ прибавила в рейтинге ПРООН лишь три позиции, тогда как наибольший рост рейтинга за этот период произошел в Ирландии, (на 13 позиций), Турции, Доминиканской Республике и Ботсване, каждая из которых поднялась на восемь позиций.
Между тем ИЧР, скорректированный на уровень неравенства по отдельным субиндексам, в России оказался ниже на 9,5% (0,738). Соответствующие расчеты, например, для Казахстана и Украины снизили их ИЧР на 7,9% и 6,6% соответственно. Впрочем, средние потери значения индекса в странах с высоким уровнем человеческого развития оказались выше, чем в России,— 10,7%, а для Европы и Центральной Азии — 11,7%, что аналогично ОЭСР (11,9%). Страны с низким и средним уровнем ЧР теряют соответственно 31% и 25% своего уровня ЧР из-за неравенства. И если «ребенок, родившийся в Норвегии, может дожить почти до 83 лет и учиться в школе почти 18 лет, то ребенок, родившийся в Нигере, может надеяться дожить только до 60 лет и провести в школе всего пять лет», отмечают в ПРООН, указывая и на колоссальный разброс показателей качества образования, медобслуживания и других важных аспектов качества жизни.