На «Бук» зашли через архивы
Минобороны утверждает, что сбившая MH17 ракета с 1986 года не покидала Украину
Минобороны РФ представило новые доказательства непричастности России к трагедии Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», который был сбит 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины. На этот раз главным свидетельством стали архивные документы с бортовым номером ракеты для зенитно-ракетного комплекса «Бук», из которого был сбит самолет, а также журналы, по которым российские военные смогли отследить путь ракеты от производства до дислокации в военной части на территории Украины. Кроме того, была представлена аудиозапись переговоров украинских военных с употреблением нецензурной лексики и предположением, что «если все будет вот так, *** (собьем.— “Ъ”) еще один малайзийский Boeing». Международная следственная группа пообещала изучить представленные доказательства. В Киеве причастность к крушению малайзийского Boeing отвергли.
Главное с брифинга Минобороны о расследовании катастрофы MH17
Начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны России Николай Паршин
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Ракета, сбившая малайзийский самолет, была изготовлена в 1986 году в Долгопрудном, после чего отправлена в воинскую часть на территории Украины, откуда в Россию больше не возвращалась. Об этом сообщил журналистам на специально собранной пресс-конференции начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Николай Паршин. Он представил документы, найденные в военных архивах Долгопрудненского НИИ, и именно они, по словам российских военных, позволили точно определить бортовой номер ракеты. «Дата сборки ракеты — 24 декабря 1986 года. Ракета 29 декабря 1986 года была отправлена ж/д транспортом в войсковую часть 20152. Ее действительное наименование — 223-я зенитная ракетная бригада. Входила в состав Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в Тернопольской области УССР»,— сказал он. Господин Паршин уточнил, что эта часть никогда на территорию РФ не выводилась.
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
На пресс-конференции были показаны сами журналы, с которыми работали российские военные. При этом господин Паршин подчеркнул, что российские военные готовы поделиться с Совместной следственной группой (ССГ), которая занимается расследованием крушения и куда входят эксперты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и с Украины, своими находками.
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
Напомним, 24 мая нынешнего года ССГ огласила предварительные выводы, которые указывали на прямую причастность России к инциденту. По данным ССГ, зенитный ракетный комплекс «Бук», из которого был сбит Boeing, прибыл на территорию Украины из России и принадлежал дислоцированной в Курске 53-й бригаде ПВО вооруженных сил РФ. Выстрел, по данным следствия, был произведен с поля под населенным пунктом Первомайское, который в тот момент находился под контролем формирований самопровозглашенных народных республик.
Следствие по этому делу вступило в заключительную стадию, однако в прокуратуре Нидерландов отметили: говорить о том, когда дело дойдет до суда, преждевременно. Нидерланды вместе с Австралией заявили, что намерены «привлечь Россию к ответственности» за произошедшее. Среди требований к российским властям — выплата ими компенсаций родственникам жертв крушения. Между тем в МИД РФ тогда заявили, что обвинения голословны, а расследование ССГ предвзято. В Минобороны же назвали «более чем вероятной» принадлежность ракеты, сбившей Boeing, украинским вооруженным силам. Тогда ССГ продемонстрировала фотографии ракеты, которые теперь Минобороны использовало, чтобы проследить ее путь.
Две версии крушения Boeing под Донецком
ССГ тогда также представила видео о передвижении «Бука», которым был сбит малайзийский лайнер. Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков заявил, что кадры перемещения ЗРК по территории Украины — это анимация, сделанная на основе одиночной фотографии. «Изображения тягача, трейлера и ''Бука'' были вмонтированы в изображение соответствующего участка автотранспортной улицы при изготовлении данной видеозаписи... В эпизоде, отображающем перемещение ''Бука'' по Луганску, также было выявлено множество признаков фальсификации видеозаписи. Так, иллюзия движения камеры и изменения фокусного расстояния была создана путем анимации статичного кадра, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие шевеления листвы, деревьев и кустарников»,— говорится в видеоматериалах, представленных Минобороны.
Кроме того, российское военное ведомство заявило о перехвате аудиозаписи разговора украинских военных в 2016 году, якобы доказывающей причастность Украины к крушению самолета. «Украина причастна не только к самой трагедии, но и к манипулированию международным следствием»,— сказал сегодня господин Конашенков, после того как запись была представлена журналистам. На ней в нецензурных выражениях военные обсуждают некую задачу, где один из разговаривающих утверждает, что трагедию можно повторить в случае неподходящего исполнения: «Пацаны, если все будет вот так, *** (собьем.— “Ъ”) еще один малайзийский Boeing». Отмечается, что голос на аудиозаписи принадлежит полковнику ВС Украины Руслану Гринчаку. «В июле 2014 года полковник Гринчак занимал должность командира 164-й радиотехнической бригады ПВО Украины»,— заявил Игорь Конашенков. В то время, по его словам, господин Гринчак отвечал за контроль воздушной обстановки в зоне АТО.
Украина уже отреагировала на заявления Минобороны, назвав их «фейком». «Заявление Российской Федерации о якобы украинском следе ракеты, которая сбила МН17 — это очередной неудачный фейк Кремля для того, чтобы прикрыть свое преступление, которое уже доказано как официальным следствием, так и независимыми экспертными группами»,— сказал в понедельник журналистам секретарь Совета безопасности и обороны Украины Александр Турчинов.
Ваш браузер не поддерживает видео
Международная следственная группа изучит представленные материалы, как только их получит, говорится в заявлении группы.
Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли. Киев обвинил в катастрофе формирования самопровозглашенных народных республик, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте.
Фотогалерея
Катастрофа Boeing 777 на Украине в июле 2014 года
Пассажирский самолет «Боинг-777» компании «Малайзийские авиалинии», следовавший по маршруту Амстердам—Куала-Лумпур, упал недалеко от Донецка, в 50 км от российской границы
Фото: Коммерсантъ / Александр Теплов
Мировые и российские информационные агентства сообщают, что самолет мог быть сбит на высоте 10 км
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
Вице-президент США Джо Байден в своем выступлении в Детройте заявил, что катастрофа малайзийского «Боинга-777» — это «не несчастный случай», и что самолет был сбит. Господин Байден отметил, что на борту «Боинга», возможно, летели граждане США, и выяснение этого обстоятельства является приоритетным для Соединенных Штатов
Фото: Коммерсантъ / Александр Теплов
Ополченцы готовы заключить временное перемирие с украинскими властями, чтобы дать возможность расследовать авиакатастрофу
Фото: Коммерсантъ / Александр Теплов
Погибли все находившиеся на борту — 280 пассажиров и 15 членов экипажа
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
Владимир Путин поручил правительству России сделать все возможное для установления объективной картины катастрофы малайзийского самолета. Президент России подчеркнул, что ответственность за произошедшее несет Украина, и трагедии с «Боингом-777» не произошло бы, если бы не были возобновлены боевые действия на юго-востоке страны
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
18 июля вечером Совет Безопасности ООН на экстренном заседании обсудит крушение на территории Украины самолета «Боинг-777», следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
В МЧС РФ заявили, что российских граждан на борту не было
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
Премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак заявил, что Киев пообещал договориться с ополченцами на юго-востоке Украины о предоставлении гуманитарного коридора к месту крушения «Боинга-777» «Малайзийских авиалиний»
Фото: Reuters / Samsul Said
Минобороны России: «В районе Донецка развернуты украинские дивизионы с 27 пусковыми установками комплекса "БУК М1", поражающие цели на высоте свыше 30 км». В военном ведомстве подчеркнули, что заявления Киева о том, что зенитные ракетные комплексы или самолеты ВС Украины 17 июля не проводили стрельб по воздушным целям, «вызывают серьезные сомнения»
Фото: Reuters / Samsul Said
В Минобороны РФ заявили, что 17 июля средства ПВО России в приграничных с Украиной районах не работали, а самолеты ВВС РФ в российских областях, граничащих с Донецким регионом, полеты не выполняли
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
Вице-президент США Джо Байден заявил, что на Украину отправится команда американских специалистов, «чтобы определить, что произошло»
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
По информации издания Star (со ссылкой на распространенный в Международном аэропорту столицы королевства предварительный список пассажиров «Боинга-777»), большинство на борту самолета были подданными Нидерландов (143 человека). Тем же рейсом летели 27 австралийцев, 22 подданных Малайзии, 12 граждан Индонезии, шестеро британцев, граждане Германии и Франции (по четыре), три бельгийца и один канадец. Национальности остальных 58 пассажиров не называются
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
По факту крушения самолета на Украине возбуждено уголовное дело
Фото: Reuters / Maxim Zmeyev
Верхний этаж аэропорта Амстердама закрыт для журналистов и пассажиров. Туда пускают только родственников летевших в самолете пассажиров
Фото: Reuters / Paul Vreeker/United Photos