Автоплатеж на образование

инвестиции

Правила приема в вузы меняются практически ежегодно. Варьируются средний проходной балл, количество бюджетных мест и их распределение по специальностям. К тому же определиться с будущей профессией заранее ребенку, как правило, бывает сложно, поэтому родителям нужно быть готовыми поддержать любой его выбор, когда придет время, и не только морально, но и материально: бесплатно государство готово обучать не всех. Поэтому сегодня откладывать деньги на учебу детей — необходимость.

Начинать откладывать деньги на образование ребенка необходимо заранее - не позже шестого-седьмого класса

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Российские вузы сейчас предлагают более 350 направлений и специальностей высшего образования. В 2018 году на них выделено 315 тыс. бюджетных мест в бакалавриате, 75 тыс. бюджетных мест в специалитете и 208 тыс. мест в магистратуре. При этом ЕГЭ в нынешнем году сдавали около 730 тыс. человек. По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, число высокобалльников выросло на 1,7% по сравнению с прошлым годом и достигло 26,7%. К этим абитуриентам можно прибавить еще несколько тысяч тех, кто по каким-то причинам отложил поступление в вуз и решил подать документы только сейчас: срок действия результатов единого государственного экзамена — четыре года. Выходит, что больше половины тех, кто сдал ЕГЭ, на обучение за счет бюджета могут не рассчитывать.

Конкурс различается в зависимости от региона и престижности вуза, а результат экзамена заранее спрогнозировать невозможно. Даже отличники могут переволноваться на ЕГЭ и показать не лучший свой результат. Прием в вузы проводится по результатам трех или четырех ЕГЭ (зависит от специальности). А на творческие и некоторые другие направления устанавливаются дополнительные испытания, которые вузы проводят самостоятельно. Например, дополнительный профильный экзамен на все факультеты есть в МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете и МГИМО (не на все специальности).

Иногда до 10 баллов вузы добавляют за портфолио — количество и список достижений определяет сам университет. Как правило, больше всего баллов дают за аттестат с отличием и результаты олимпиад. Добавить могут и за спортивные достижения, волонтерскую деятельность или наличие золотого значка ГТО. По нынешним правилам приема абитуриент имеет право подать документы одновременно в пять вузов и в каждом может выбрать до трех специальностей по всем формам обучения. Итого: 15 вариантов. Но заранее узнать, сколько медалистов, льготников или обладателей значка ГТО претендуют наравне с ним на места в том или ином вузе или на факультете, не получится. Поэтому, когда речь идет о топовых университетах, даже эти 15 вариантов могут не сработать для прохождения на бюджет.

Средний конкурс в российские вузы в 2018 году составил 9,1 человека на место, а средний балл прохождения на первый курс — 69,1, что на 0,9 балла выше показателя прошлого года. При этом в МГУ средний проходной балл составил 87,5, а самыми востребованными направлениями там оказались механико-математический факультет, факультеты вычислительной математики и кибернетики, физики, фундаментальной медицины, биоинженерии и биоинформатики, а из гуманитарных — Институт стран Азии и Африки. Средний балл поступающих в Финансовый университет при правительстве РФ в текущем году составил 86,8, а в Первый медицинский университет им. И. М. Сеченова на лечебное дело — 89,7 балла. Увеличивается количество сильных абитуриентов и в педагогических вузах. В МГПУ констатировали, что с 2014 года средний балл ЕГЭ вырос с 69,5 до 80 баллов. Возможно, это связано с тем, что в 2018-м количество бюджетных мест на социально-экономических специальностях сократилось на 30%, а те, что остались, в основном отданы в педагогические вузы. В целом же две трети бюджетных мест в вузах отдано в сферу высоких технологий: прикладная математика, бизнес-информатика, физика.

Есть и еще одна проблема, которая особенно остро становится перед старшеклассниками,— муки выбора будущей специальности. О решении проблемы самоопределения детей заговорили весной, когда в послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил о необходимости выстраивания системы ранней профориентации школьников с привлечением крупных университетов и успешных компаний под условным обозначением "Билет в будущее". На эти цели уже запланировано выделить из бюджета 1 млрд руб. В августе зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил Министерству просвещения создать "класс возможностей", где выпускники смогут заключить временный контракт с интересующей их организацией и пройти там стажировку. Абитуриенты получат возможность попробовать свои силы в будущей специальности, изучить возможности работы и обретут стимул к обучению, имея в голове стратегию по построению собственной карьеры. Но пока это лишь предложение парламентариев — на деле школьники чаще всего принимают решение о выборе вуза по совету родителей, у которых в арсенале может быть также не очень много знаний о том или ином учебном заведении. При выборе вуза они руководствуются общедоступными рейтингами, а в лучшем случае информацией, полученной на днях открытых дверей в каждом конкретном университете.

Зная о существующих в этой сфере проблемах, многие семьи предпочитают заранее позаботиться о будущем образовании своего ребенка. Чтобы оплачивать лучших репетиторов или учебу в вузе с хорошей репутацией, необходимы немалые финансовые средства, которые к моменту поступления успевают накопить далеко не все. Поэтому эксперты советуют начинать откладывать деньги на образование ребенка не позже шестого-седьмого класса. Чтобы целевые платежи вошли в привычку, проще всего прибегнуть к одной из программ накопительного страхования жизни. В Сбербанке, например, существуют специальные детские программы накопительного страхования жизни, которые можно оформить на срок от 5 до 17 лет. Родитель регулярными платежами вносит определенные суммы на специальный счет, который будет доступен ребенку к оговоренному времени. В назначенный день сумму можно будет снять и оплатить его образование. Причем такой вариант накоплений защищен со всех сторон. Он предполагает налоговый вычет — до 15,6 тыс. руб. в год, состоит под юридической защитой — сумма взноса и полученный доход не делятся при разводе и не могут быть конфискованы по решению суда. А поскольку сумма застрахована, в случае, например, получения родителем инвалидности или его ухода из жизни ребенок все равно получит деньги.

Дополнительный бонус — наличие в таких программах образовательных консультантов. Дочерняя компания Сбербанка "Сбербанк страхование жизни" сотрудничает с международной консьерж-службой, которая предоставляет услуги 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Она привлекает сертифицированных партнеров по всему миру и работает практически со всеми российскими и зарубежными образовательными учреждениями. Исходя из запросов родителей, консультант помогает найти подходящее учебное заведение — как конкретное, так и подобранное по критериям: рейтинг, специальность, методика образования и прочее. "Выбор, конечно, остается за родителями, консультанты лишь помогают сэкономить время и дать пищу для размышления",— рассказала "Ъ" Катрин Соомре, управляющий директор Управления продаж продуктов благосостояния Сбербанка.

Консультант поможет и с "планом действий". Например, ребенок хочет стать юристом, занимается балетом и желает совмещать юрфак и хобби. Родители звонят консультанту, оставляют запрос, и консультант через некоторое время направляет на электронную почту подходящие варианты с описанием вузов, условиями поступления, датами дней открытых дверей и другой интересующей родителя информацией.

"В рамках программы накопительного страхования жизни есть подключение к "Информационной web-платформе". Это подборка событий России и мира по детской и образовательной тематике, доступ к скидкам и специальным предложениям партнерской сети, а также рассылки предложений и информации о детском образовании, учитывая интересы пользователя",— уточнила Катрин Соомре.

Эксперты сходятся во мнении, что отсутствие у государства возможности обеспечить бесплатное высшее образование абсолютно всем желающим учиться просто обязывает самостоятельно искать выход. И чтобы не прибегать к дорогим кредитам и тем более не сдвигать на несколько лет начало учебы в вузе, нужно приучить себя к финансовой дисциплине и начинать копить заранее. По мнению научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, бесплатное образование в России — миф и рассчитывать на него не приходится. В России в вузы поступает примерно столько же человек, сколько в странах Восточной Европы, и даже меньше, чем в Германии или Финляндии, поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными, охват населения высшим образованием в нашей стране необходимо увеличить. По словам господина Фрумина, в так называемых странах-конкурентах очень многое делается для расширения доступности высшего образования. "По доле ВВП, идущего на высшее образование, мы существенно отстаем от развитых стран,— констатировал Исак Фрумин.— Но в трудной экономической ситуации нужно сохранить его доступность. Надо ли туда мобилизовать частные деньги? Конечно. Обратите внимание, что в большинстве стран, с которыми мы конкурируем, частные деньги идут вместе с государственными как небольшая доплата, например в Великобритании или даже в Китае".

По словам эксперта, в решении проблемы могут быть разные подходы. Во-первых, надо поощрять партнерство вузов и частных или государственных компаний, когда они "покупают" какие-то конкретные навыки студентов, финансируя их обучение. Во-вторых, надо развивать систему образовательного кредитования, когда дешевые кредиты дадут возможность оплачивать свое обучение. И наконец, глобальный пересмотр модели платного образования, при которой меньше людей будет платить полностью, а государство будет субсидировать частичную стоимость обучения абсолютно всем желающим учиться.

Юлия Савина

"Любое образование стоит денег"

Глава центра трансформации образования Московской школы управления "Сколково" Ольга Назайкинская о стоимости образования в России.

Фото: Предоставлено Московской школой управления СКОЛКОВО

Бесплатное образование — это миф. Если за образование не платите вы, значит, за него платит государство (равно налогоплательщики), спонсоры или кто-то еще. Любое образование стоит денег: требуются высокие затраты на оборудование (особенно лабораторное), на зарплаты преподавателей, аренду помещений, администрирование учебного процесса.

Обратите внимание, что большая часть лучших университетов мира платные и очень дорогие. Любой англосаксонский университет элитной группы обойдется студенту в $30-50 тыс. в год. При этом стоимость высока не для прибыли (университеты — некоммерческие организации), а для поддержания уровня качества программ и условий для студентов. Даже на международных открытых платформах онлайн-образования лучшие курсы платные.

Считается, что в странах Скандинавии и Германии высшее образование практически всегда бесплатно для студентов. Но это большая условность: студенты часто берут кредиты на оплату проживания, дорогостоящей учебной литературы, поездок на стажировки.

В России советская система бесплатного для студента образования крепко засела в памяти большинства населения и тем самым воспитала достаточно инфантильного пользователя. В нашей стране до сих пор существует предубеждение о том, что на платные программы идут только "двоечники". Но платность не показатель некачественности образовательной программы или уровня абитуриента. Скорее наоборот: у студента, попавшего в университет на бюджетное место, зачастую нет ощущения ответственности и ценности образования. Мотивация выше у тех, кто платит за себя сам (мы это видим на примерах программ дополнительного профессионального образования).

Даже при большом объеме бесплатных онлайн-курсов и открытых форм образования сегмент платного образования будет расти: мы все равно будем платить за высокое качество, за элитарность, за очное взаимодействие с профессором или наставником. Надо привыкнуть к мысли, что за хорошее образование придется платить. И воспринимать это не как несправедливость, а как современную культурную норму.

Вся лента