Техника обучения
инновации
Образование — одна из сфер, куда цифровизация проникает очень медленно. И тем не менее EdTech (технологические проекты в образовании) — рынок с огромным потенциалом. Общий объем рынка образовательных услуг РФ в 2016 году составлял $29 млрд, из которых $334 млн пришлось на электронное обучение. Прогноз роста EdTEch — 17-20% в год.
Два года назад на самом известном медиаресурсе, посвященном венчурному рынку,— TechCrunch — была опубликована статья, провозглашающая, что EdTech (эдтех — технологические проекты в образовании) — это новый финтех. Написал ее Дэвид Бейнбридж, известная фигура на рынке, управляющий директор венчурного фонда VSS, который инвестирует в стартапы с 1987 года. В портфеле инвесткомпании пять образовательных проектов, и, похоже, он знал, о чем говорил. В прошлому году аналитическое агентство CB Insights прогнозировало, что в 2017-м глобальные инвестиции в эдтех достигнут $3 млрд, из которых $1,2 млрд придется на США. Компания EdTechXGlobal, которая организует крупнейшие конференции в этой сфере, предсказала, что к 2020 году мировой рынок эдтех достигнет $252 млрд, показывая рост на 17% каждый год, начиная с 2016-го.
Главная движущая сила эдтеха — это размер рынка и технологический прогресс, который затрагивает все индустрии. Как отмечают в отчете аналитики EdTechXGlobal, мировой рынок образовательных услуг в 2016 году составлял $5 трлн. Это в восемь раз больше, чем рынок программного обеспечения, и в три — чем медиа и развлечения. При этом лишь 2% образовательных услуг было цифровизировано. Бенжамен Ведрен-Клокет, сооснователь EdTechXGlobal, добавил: "Мы ожидаем, что скорость цифровизации будет примерно в пять раз ниже, чем в других секторах, потому что выросло количество "хранителей ворот", участвующих в принятии решений об этом переходе, среди которых учителя, институции, руководящие органы, главы округов и регионов". И тем не менее компания сообщает, что эдтех стал глобальным феноменом. В 2017 году, согласно прогнозам компании Educational International, глобальный рынок образования должен был увеличиться до $6-7 трлн. Электронное обучение (e-learning) при этом заняло всего 3% — $165 млрд, сообщила Global Market Insights. Рынок Восточной Европы, по данным Edumarket.Digital, составил $1,2 млрд. Аналитики компании на основании данных из различных источников (TAP Advisors, J`son & Partners Consulting, Ambient Insight, Edutainme) делают вывод, что Россия здесь выступает главной движущей силой. В нашей стране, по разным оценкам, этот рынок вырастает на 17-25%. ежегодно. В 2016 году, по данным Edumarket.Digital, объем всего российского рынка образовательных услуг составил $29 млрд, из них на e-learning пришлось всего 1,1% ($334 млн). Прогноз роста к 2021 году — до $32,2 млрд и до 2,6% ($860).
Главные факторы, влияющие на глобальный рынок,— распространение смартфонов и рост населения планеты. К 2035 году в мире будет 2,7 млрд студентов. Чтобы удовлетворить их потребность в высшем образовании, нужно строить два университета в день. Завоевывать их внимание будут компании, которые лучше других освоят мобильные платформы для предоставления образовательных сервисов. А также вузы и бренды, которые предлагают возможность получения международно признанной высшей квалификации из любой точки мира.
Однако существует и другой тренд — автоматизация, которая угрожает множеству профессий и обещает оставить без работы огромное количество людей, не освоивших цифровые специальности. Ускоряющийся технологический прогресс будет требовать получения дополнительного образования в среднем каждые три года.
Бенжамен Ведрен-Клокет говорит: "В быстроразвивающейся экономике необходимые навыки стремительно устаревают. Цифровые модели дают возможность идти в ногу с этими изменениями, предлагая сервисы по перепрофилированию. Таким образом, они вносят вклад в решение проблемы автоматизации, в результате которой исчезнет половина существующих рабочих мест к 2025 году. Очевидно, в связи с этим будет расти потребность в услугах по обучению рабочей силы новым навыкам. Разрыв в профессиональных знаниях будет восполняться за счет непрекращающегося образовательного процесса".
Варвара Чуйкова, исполнительный директор некоммерческой организации "Фонд "Будущие лидеры"", объясняет: "С развитием технологий увеличивается скорость получения информации, а любое образование, по сути, становится навыком эффективного использования собственных гаджетов. Лидирующие позиции на рынке образовательных услуг занимают компании, которые смогли вовремя адаптировать свой контент под экраны смартфонов и планшетов. Такое мобильное образование отражает тенденцию сращивания процесса получения образования с ежедневной деятельностью, на работе, по дороге на работу, на отдыхе и т. д. Именно поэтому цель работодателей при обучении собственных сотрудников состоит не только в освоении ими новых навыков, но и в мотивации делать это освоение наиболее удобным и интегрированным в повседневную жизнь. То же касается и программ развития гибких навыков: в образовательную деятельность Фонда "Будущие лидеры" интегрированы технологии, рассчитанные на последние технические решения".
Помимо освоения мобильных платформ образовательные проекты экспериментируют с дополненной и виртуальной реальностью (AR/VR) и искусственным интеллектом. Самая очевидная область применения технологии виртуальной реальности — обучение использованию сложного оборудования. Пилоты уже несколько десятилетий проходят тренинг на симуляторе самолета. Виртуальная модель в несколько раз дешевле и не менее эффективна. Последние разработки в этой области позволяют даже получить физическое подкрепление при нажатии на виртуальную кнопку или переключении тумблера. Компания Go Touch VR разработала технологию, которая воссоздает соответствующие физические ощущения, воздействуя на тело через сенсоры, расположенные на пальцах — по три на каждой руке. Вместе с разработчиком авиационных симуляторов FlyInside они встроили эти функции в программу подготовки пилотов.
Виртуальная и дополненная реальность — идеальный инструмент и для подготовки врачей, которые гораздо лучше освоят строение тела на полномасштабной послойной электронной модели. Сложными учебными материалами применение данных технологий не ограничивается. Для следующих поколений школьников виртуальная реальность, вероятно, станет такой же привычной, как для нас была доска с мелом. Множество стартапов разрабатывают учебные курсы, которые позволяют побывать на Юпитере, смешать химические ингредиенты наугад без опасения взорвать классную комнату, поэкспериментировать с гравитацией и падающими на голову яблоками.
В минувшем учебном году миллион учащихся использовали технологии дополненной реальности, которые предоставила компания Google в рамках инициативы Expeditions Pioneer Program. 99 школ Нью-Йорка приняли участие в эксперименте, который проводился впервые. Технология использовалась при изучении самых разнообразных предметов: от освоения геологического строения планеты до изучения строения человеческого тела.
Для Google этот пилотный проект был очень полезным, как объяснил Дженифер Холланд, программный менеджер Google for Education. Компания получила много информации о том, чего хотят учителя. "Система Google Expeditions AR была создана для школьных классов с учетом потребностей преподавателей и учеников. Однако, как это бывает с каждой новой технологией, может возникнуть сопротивление. Особенно у преподавателей, у которых и так много забот. Но мы обнаружили, что, как только учителя пробовали технологию, их поражало, какие возможности трансформации она способна дать. Она буквально делает реальностью абстрактные концепции". Система позволяет ученикам с помощью смартфона или планшета проецировать виртуальные трехмерные объекты в любые окружающие пространства. Эти объекты можно изучать и рассматривать со всех сторон, касаясь экрана.
Эксперименты с искусственным интеллектом в образовательной сфере пока не настолько масштабны. В основном, по данным CB Insights, алгоритмы машинного обучения используются для коррекции ошибок и обратной связи при письме, управления документами, языкового коучинга.
Индустрия образования в целом более консервативна. Александр Турилин, основатель русскоязычной онлайн-школы информационных технологий SkillFactory, объясняет это иными причинами, чем представитель EdTechXGlobal: "Ведутся эксперименты по использованию AR/VR, нейронных сетей. Но это все пока на уровне попыток и исследований. К сожалению, основной продукт пока не соответствует техническому прогрессу. Процесс обучения мало чем отличается от того, что у нас у всех было в школе. Это длинные лекции, вебинары, начитывание материала. User Experience (впечатления пользователя от взаимодействия с продуктом), который сейчас дают образовательные платформы, сильно недотягивает до того, чего люди ждут. Основная проблема и битва, которая сейчас идет, находится в этой плоскости. Нужны новые методики, способы упаковки контента. Это не про технологии вообще. Это про совершенствование основы образовательного процесса". Он добавляет, что уже есть интересные эксперименты с технологиями, "светлые пятна" на карте образовательной отрасли. Но это единичные проекты. "Например, Learn2Play — платформа для обучения киберспорту. Программа с искусственным интеллектом, ассистент, анализирует данные и дает рекомендации, как можно улучшить результаты, на что обратить больше внимания, чтобы улучшить игру. Есть эксперименты с VR в основном в корпоративном сегменте, где используется сложное оборудование. Этот сегмент достаточно хорошо развивается, там есть деньги. Но в основном это скорее лозунги и реклама",— говорит Александр Турилин.
По его словам, основная часть образовательных продуктов относится к прошлой эпохе. Прогресс заключается в том, что рынок постепенно заполняется, появляется множество игроков, растут конкуренция и борьба за пользователей, наконец-то начинается работа над качеством продуктов. "В конкуренцию в сфере образования вступают крупные игроки: компания Mail.ru Group вышла на этот рынок, "Яндекс" запустил совместный проект с "Просвещением", состоялась сделка "Нетологии" с "Север-Груп", сделка SkyEng с Baring Vostok. Рынок консолидируется, приходят большие деньги. Это все меняет рынок. Крупнейшие компании задают другой уровень качества продуктов. Давно ходят слухи, что скоро в РФ придет один из глобальных лидеров рынка e-learning — американская Udacity. Основа конкуренции — это не какие-то технологические фишки, а очень выверенные методические практики, образовательная аналитика, понимание того, что происходит с пользователем на каждом этапе, как его удержать, поддерживать мотивацию, геймификация, использование сообществ и так далее. Это методические вещи, не технологические. Нужно проработать основу и уже потом экспериментировать с технологиями. Масштабное использование AR/VR и AI в образовании — точно вопрос не ближайших трех-пяти лет",— заключает основатель SkillFactory.
Крупнейшие инвестиции в российские EdTech-стартапы
Coursmos
В 2014 году получил $680 тыс. от фонда Imperious Group (РФ), Happy Farm (украинский акселератор) и бизнес-ангела Евгения Медникова, $600 тыс. в 2015 году от Altera Capital и Imperious Group.
Dnevnik.ru
Получил $1,7 млн. в 2011 году от Prostor Capital; $5 млн. в 2012 от Runa Capital.
Easy Ten
Около $500 тыс. в 2014 году от ФРИИ, $125 тыс. от 500 Startups (U.S.).
Geen.io
$2 млн. в 2014 году от анонимных инвесторов.
LinguaLeo
$200 тыс. ангельских инвестиций в 2010 году, $3 млн. в 2013 году от Runa Capital, $500 тыс. в 2015 году от Social Discovery Ventures и Runa Capital.
Netology Group
$2, 2 млн. в 2014 году от InVenture Partners, $1,6 млн. в 2015 году от Buran Venture Capital. Также предположительно до $5 млн. в 2017 году от структур "Северстали".
Учение — сила
Крупнейшая в мире образовательная онлайн-платформа Coursera за прошлый год приросла на 7 млн пользователей, общее число которых достигло 30 млн. За прошлый год на 70% по сравнению с 2016 годом выросло число учащихся, которые платят за курсы. Выручка Coursera с массовых потребителей, по оценкам компании Class Central, достигла $50-60 млн в 2017 году. Существенную долю доходов компании также приносят корпоративные клиенты, которых у компании больше 500. По оценке Class Central, общая выручка Coursera за год достигла $100 млн