Большому террору установили границы
Археологи обнаружили места захоронений на расстрельном полигоне «Коммунарка»
Археологи определили границы захоронений жертв НКВД на расстрельном полигоне «Коммунарка» в Новой Москве. Для этого были исследованы немецкие разведывательные аэрофотоснимки 1942 года. Результат изменил представление о местонахождении могил, и теперь ученые намерены выяснить поименно, кто захоронен в могильных ямах. Директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов надеется, что на месте полигона будет создан мемориальный комплекс.
Поиски границ захоронения проводились по инициативе Музея истории ГУЛАГа и при поддержке Фонда памяти. Исследователи изучили разведывательный аэрофотоснимок люфтваффе, сделанный 26 августа 1942 года (хранится в Национальном архиве США). На его основе была построена компьютерная модель микрорельефа, а затем исследователи выделили контуры ям захоронений. Выяснилось, что в восточной и южной частях полигона не было могил, захоронения велись в западной части полигона на правом берегу реки Ордынка. В общей сложности зафиксировано 47 котлованов длиной от 5 до 15 м, шириной от 2 до 5 м. «По нашей оценке, выявлено примерно 75% всех котлованов на западной площадке, суммарная площадь ям превышает 1,5 тыс. кв. м, что достаточно для захоронения 4–6 тыс. человек»,— пояснил “Ъ” руководитель исследований археолог Михаил Жуковский.
Бывший спецобъект НКВД СССР «Коммунарка» — одно из пяти известных мест массовых захоронений людей, расстрелянных НКВД в Москве, на 24-м километре Калужского шоссе. Сейчас здесь расположено подворье Свято-Екатерининского монастыря и церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Исследователи «Мемориала» установили по архивам ФСБ, что со 2 сентября 1937 года по 24 ноября 1941 года здесь были захоронены как минимум 6609 человек. «Дела рассматривались в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года — без участия адвокатов, без вызова свидетелей и без права на обжалование приговора»,— говорит историк, председатель правления общества «Мемориал» Ян Рачинский. О расстрельном полигоне стало известно в 1991 году. По заключению экспертов архивной службы Федеральной службы контрразведки России (позже — ФСБ РФ) в 1993 году, в «Коммунарке» могут быть захоронены 10–14 тыс. человек.
Это не самое массовое захоронение, на другом московском расстрельном полигоне — Бутовском, на Старо-Варшавском шоссе, могилы более 20,7 тыс. человек, убитых НКВД. Но именно у Калужского шоссе покоятся многие представители советской партийной элиты, а также дипломаты, военные атташе, советники посольств, контрразведчики. «Среди захороненных здесь есть видные политические деятели царской России и министры Временного правительства, государственные деятели стран Балтии, насильственно присоединенных к СССР в 1940 году»,— говорит господин Рачинский. Весной 1999 года территория «Коммунарки» была передана ФСБ РФ в ведение РПЦ.
«С 1991 года вся имеющаяся информация о "Коммунарке" принималась на веру — места захоронений, количество жертв и сама история места не имели под собой научного обоснования»,— пояснил “Ъ” директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов. До сих пор родственники жертв приносили цветы, приклеивали фотографии близких и ставили лампадки на одну поляну. «Мы смогли доказать, что это была обычная пашня, а жертв хоронили в другом месте, методично работая над тем, чтобы скрыть следы преступления»,— говорит господин Романов. Он пояснил, что на аэрофотоснимке виден молодой лес на месте захоронений. Директор музея подчеркивает важность поиска границ: «Только задокументировав историю репрессий с максимальным вниманием к деталям, мы сможем ответить на новые проявления сталинизма».
После уточнения границ начнется новый этап работы. «Соотнеся размеры могил с датами вынесения приговоров, можно построить компьютерную модель, предполагающую места погребения жертв»,— объясняет господин Романов. По словам господина Жуковского, котлованы расположены не хаотично: «Вероятно, поляна заполнялась ямами от краев к центру, причем первыми были сделаны захоронения в юго-западной, ближайшей к реке и подъезду, части. К 1942 году эти могилы уже успели зарасти деревьями, а свежие земляные работы в это время фиксируются в центре поляны». Исследователи также намерены проверить территорию, выходящую за границы спецобъекта на севере. Господин Романов выразил надежду, что после уточнения мест захоронений здесь будет создан большой мемориальный комплекс, куда смогут приезжать как родственники жертв, так и группы школьников.