«Россия все больше втягивается в чужую войну»
Дмитрий Дризе — об инциденте с Ил-20 в Сирии
Биньямин Нетаньяху в телефонном разговоре с Владимиром Путиным выразил соболезнования в связи с гибелью экипажа российского самолета-разведчика Ил-20. Израильский премьер обвинил в случившемся власти Сирии. Армия обороны Израиля, в свою очередь, обещала поделиться с Россией всей информацией для изучения всех обстоятельств инцидента. Российский самолет-разведчик Ил-20 был сбит огнем сирийских ПВО. Однако российское Минобороны фактически обвинила в случившемся израильских летчиков. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что России пора уходить из Сирии.
Заявление официального представителя Министерства обороны Игоря Конашенкова расценили следующим образом — «евреи виноваты». Так исторически сложилось, что выражение это для России очень знакомое и во многом привычное. Кто же еще виноват, если не они? Не мы же сами и не наш главный союзник — Башар Асад. Израильские летчики вроде как подставили российский самолет под огонь сирийских, а, по сути дела, своих же ПВО, и сами благополучно вернулись на базы, причем на американских самолетах F-16.
В МИД вызвали израильского посла, а министр обороны Сергей Шойгу поговорил со своим израильским коллегой — уроженцем Молдавии Авигдором Либерманом. Особой информации не было — только сухой язык протокола, но жесткие нотки все равно проглядывали, мол, Россия высказала претензии и теперь вправе адекватно ответить.
Понятно, что главные выводы за президентом. Между тем, инцидент уже стали сравнивать с историей трехлетней давности, когда турецкий истребитель сбил российский Су-24. Тогда вообще говорили о новой русско-турецкой войне. Теперь Москва должна поступить и с Тель-Авивом по всей строгости. Между тем, когда речь идет именно о еврейском государстве, в этом есть своя специфика. Все это может, так или иначе, отразиться на ситуации внутри России.
Однако Кремль решил не идти на обострение: да, случилась трагедия, но если Израиль и виноват, то все-таки косвенно.
Тем более, Тель-Авив выразил соболезнования, заявил, что сожалеет. А причина, по мнению официальных израильских лиц, в беспорядочных действиях сирийских военных. Следом уже выступил Владимир Путин, отметив, что турецкий пример некорректен. В данном случае приходится говорить о цепи трагических событий. Но, тем не менее, Минобороны все сказало правильно — текст заявления был с президентом согласован. Ответные меры последуют, и их заметят все.
Не секрет, что в условиях практически полного отсутствия союзников Израиль считается одной из самых лояльных России стран. Премьер Нетаньяху участвовал в акции «Бессмертный полк» в Москве и лично выразил Владимиру Путину уважение. Он это ценит. У стран есть разногласия по иранскому вопросу, но там они не враги. Это подчеркивается с каждым визитом израильского лидера. Но, тем не менее, так получается, что Россия в другом лагере — противном, ведь Иран — ее партнер по коалиции.
Обстановка в чем-то абсурдная: один наш партнер воюет с другим, а мы как бы между ними и пытаемся дружить с обоими. Сложно усидеть на двух стульях. Рано или поздно тонкая нить порвется.
И вот нам нужно отвечать Израилю. Каким образом? Что такое «шаги, которые заметят все»? Дополнительное обеспечение безопасности российских военных в Сирии, наверное, правильное решение. Но его можно трактовать еще и так — Россия все больше и больше втягивается в чужую войну.
И что касается безопасности, здесь тоже очень много вопросов. Как так получилось, что самолет радиоэлектронной разведки, по сути, безоружный, появился в зоне боевых действий без сопровождения и попал под огонь дружественных ПВО?
Конечно, свалить на израильтян всегда проще — принцип «виноват кто угодно, но не мы» еще никто не отменял.
В целом, конечно, Восток — дело тонкое, у них там свои счеты друг с другом. Израиль воюет с Ираном и «Хезболлой», турки с курдами, Башар Асад — с суннитской оппозицией. Мы не может дружить со всеми разом и обезопасить своих военных, которые находятся между двух, а то и трех огней. Сколько раз уже войска выводили, не пора ли, наконец, домой окончательно и бесповоротно? Тем более, и на родине не все безоблачно. Насколько вот эти потери на сегодня оправданны?