УФАС останавливает автобусы
Ведомство требует провести в Саратове новый конкурс по распределению маршрутов
Управление ФАС по Саратовской области требует, чтобы Саратов провел конкурс по распределению автобусных маршрутов. Ведомство в суде пытается доказать, что администрация Саратова незаконно продлила перевозчикам свидетельства об осуществлении перевозок. Первая инстанция отказала антимонопольной службе в удовлетворении иска, сейчас дело находится в апелляции. Транспортные компании не видят оснований для пересмотра ранее принятого городом решения. Эксперты согласны с УФАС, что не все работающие сейчас в городе перевозчики соответствуют требованиям, которые предъявляются к участникам конкурса.
Саратовское управление ФАС убеждено, что пассажирские автобусы в областном центре уже некоторое время работают на городских маршрутах незаконно. Об этом представители службы заявили на заседании 12-го Арбитражного апелляционного суда. Ранее суд первой инстанции отказал региональному УФАС в удовлетворении требований о прекращении действий свидетельств об осуществлении перевозок, выданных четырем саратовским перевозчикам комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова в декабре прошлого года, а также обязал мэрию провести новый конкурс на определение перевозчиков.
Как следует из материалов дела, администрация Саратова провела конкурс по отбору перевозчиков в 2014 году по 91 лоту. По результатам аукциона 9 и 10 декабря 2014 года с АО «Автокомбинат‑2», АО «Межгородтранс», МУПП «Саратовгорэлектротранс» и ООО «Икар» (правопреемником является ООО «Икар-Авто») был заключен срочный договор на три года. В 2016 году на основании вступившего в силу годом ранее федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» перевозчикам выдали карты маршрутов регулярных перевозок (документ, в котором указано, сколько автобусов может работать на одном маршруте) сроком на три года. На основании карт комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова выдал в декабре прошлого года компаниям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.
• АО «Автокомбинат‑2» (контролирует депутат Саратовской областной думы Андрей Беликов), АО «Межгородтранс» (100% — министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области), МУПП «Саратовгорэлектротранс» (100% — администрация Саратова), ООО «Икар-Авто» (100% принадлежит предпринимателю Игорю Давыдову).
В УФАС убеждены, что это было сделано с нарушением антимонопольного законодательства и допуск на городские маршруты возможен только по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок, а АО «Автокомбинат‑2», ОАО «Межгородтранс», МУПП «Саратовгорэлектротранс» и ООО «Икар-Авто» получили «необоснованные и незаконные преимущества» перед другими хозяйствующими субъектами.
Ранее саратовское УФАС уже возбуждало административное дело по признакам нарушения закона «О конкуренции». Антимонопольщики обратили внимание на то, что на всех 36 маршрутах «Автокомбината‑2» транспортное обслуживание осуществлялось привлеченным автомобильным пассажирским транспортом индивидуальных предпринимателей, у «Межгородтранса» таких случаев 10 из 18, аналогичная ситуация была с автобусами «Саратовгорэлектротранса». Перевозчикам удалось оспорить возбуждение этого дела, однако факт привлечения на маршруты сторонних перевозчиков стал основанием для возбуждения уголовного дела в отношении совладельца АО «Автокомбинат‑2» Андрея Беликова. Следствие считает, что, поскольку «Автокомбинат‑2» не перевозил пассажиров самостоятельно, компания незаконно получила от правительства компенсации за льготников в размере 450 млн руб. Дело еще расследуется.
В АО «Межгородтранс» сказали, что не видят оснований для пересмотра решения суда первой инстанции. В «Автокомбинате‑2» не отвечал ни один телефон.
В саратовском УФАС сказали, что в случае если свидетельства об осуществлении перевозок будут признаны незаконными, орган местного самоуправления должен будет устранить нарушение и провести новый отбор перевозчиков. В администрации Саратова процесс не прокомментировали.
Юрист Гелена Алексеева считает, что решение администрации о продлении свидетельств должно быть отменено. «У УФАС главное обоснование в том, что фактически ни один из этих перевозчиков не осуществляет деятельность. Тем не менее организациям, которые не имеют своего подвижного состава, без конкурсных процедур продлено свидетельство. Кроме того, в прошлом году мэрия изменила тариф с регулируемого на нерегулируемый, а в этом случае закон также требует обязательного проведения тендера», — говорит госпожа Алексеева. Госпожа Алексеева отмечает, что помимо четырех транспортных компаний, фигурирующих в арбитражном деле, в городе есть другие перевозчики с собственным автопарком. Они смогут участвовать в новом конкурсе.