КПРФ взяла слово
Первое же заседание ульяновского заксобрания закончилось скандалом
На первом же заседании законодательного собрания Ульяновской области основные партии, прошедшие в областной парламент, сразу же вошли в конфронтацию. КПРФ грубо обвинила единороссов в злоупотреблениях на выборах и в попытках узурпировать власть, те в ответ сделали так, что коммунисты не получили руководящие посты в заксобрании.
В среду, на первом заседании законодательного собрания Ульяновской области, партия «Единая «Россия» взяла основные руководящие посты, несмотря на то, что не имеет в областном парламенте большинства.
По результатам выборов, состоявшихся 9 сентября, по единому округу КПРФ набрала 36,24% голосов избирателей, в то время как «Единая Россия» — 33,96%, в итоге из 36 мандатов заксобрания 17 мест получила «Единая Россия» (из них 10 мест — по одномандатным округам), 14 — КПРФ, четыре — ЛДПР и одно — «Коммунисты России», которых в заксобрании решил представлять сам лидер партии Максим Сурайкин.
Первое заседание заксобрания сразу же началось с конфронтации. Первый, словесный, удар фактически сразу нанесли депутаты от КПРФ (и более всего — Матвей Володарский, известный своими скандальными выступлениями в заксобрании). Используя непарламентские выражения (депутат Матвей Володарский назвал единороссов «политическими проститутками». — „Ъ“), коммунисты обвинили «Единую Россию» в том, что она, используя административный ресурс и «грязные технологии», получила в районах больше голосов, чем могла получить в реальности, а потому не должна выдвигать на пост спикера своего кандидата. Затем «Единую Россию» обвинили в том, что она опять пытается «узурпировать всю власть». В свою очередь единороссы обвиняли КПРФ в нежелании идти на компромиссы. «Первыми начинали постоянно оскорблять депутаты от КПРФ. Хватит врать, я призываю вас: входите в компромисс, а не выходите из него», — отвечал им экс-спикер заксобрания, депутат Анатолий Бакаев.
Известно, что накануне первого заседания и в течение предыдущих нескольких дней работал оргкомитет, в который входили представители всех партий, прошедших в областной парламент. На нем уже были предварительно оговорены условия избрания руководства и позиции партий. Как пояснил „Ъ“ руководитель оргкомитета Дмитрий Грачев (депутат от ЛДПР), в ходе обсуждений и переговоров было решено, что у спикера будут в заместителях представители всех фракций, представленных в заксобрании, причем один из вице-спикеров будет первым заместителем председателя заксобрания. «Обсуждались и персоналии, и было принципиальное соглашение, что кандидаты на посты зампредседателей отдаются на откуп фракциям, и все поддерживают всех», — пояснил господин Грачев. Однако на самом заседании все пошло совсем иначе.
«Единая Россия» предложила на пост председателя заксобрания кандидатуру Валерия Малышева (экс-прокурор Ульяновской области, в прошлом созыве занимавший пост первого заместителя), выдвинутую накануне конференцией реготделения партии. КПРФ предложила на пост спикера своего кандидата, члена бюро обкома КПРФ Айрата Гибатдинова, заявив, что раз «фактически именно КПРФ победила на выборах, и председатель должен быть от этой партии». Однако голосование показало, что за представителя КПРФ проголосовало только 14 человек (депутаты от КПРФ), остальные — за Валерия Малышева.
На пост первого вице-спикера единороссы выдвинули первого заместителя секретаря реготделения партии Василия Гвоздева. Депутаты от КПРФ раскритиковали эту кандидатуру, однако альтернативной кандидатуры выдвигать не стали, отметив, что для них «посты — первый или не первый заместитель, роли не играют». В конечном итоге 28 голосами (в том числе двое из КПРФ) опять же был избран представитель партии власти.
Однако, когда стали голосовать за заместителей, выдвинутых от партий, выяснилось, что все, в том числе КПРФ, проголосовали за предоставление поста заместителя Дмитрию Грачеву (ЛДПР); «Единая Россия», ЛДПР и «Коммунисты России» — за предоставление поста вице-спикера Максиму Сурайкину; а вот вице-спикер от КПРФ так и не был избран — за выдвинутого Айрата Гибатдинова проголосовали его однопартийцы, а также ЛДПР, но против были «Единая Россия» и Максим Сурайкин (18 голосов «за» и 18 голосов — «против»), в итоге Айрат Гибатдинов не набрал необходимого простого большинства голосов.
Первый секретарь ульяновского обкома КПРФ, депутат Госдумы Алексей Куринный, считает, что «теперь стало ясно, что „Единая Россия“ объединилась в коалицию с „Коммунистами России“ и ЛДПР». Господин Грачев не согласен с этим утверждением, отмечая, что он «пытался в ходе заседания неоднократно напоминать всем о договоренностях, которые ЛДПР исполнила на 100 процентов». Впрочем, он считает, что вопрос по кандидатуре заместителя не закрыт, и к нему необходимо вернуться в ближайшее время, поскольку решение оргкомитета никто не отменял, вакансия остается, «возможно, потребуются переговоры, но позиция ЛДПР, однозначна: эта должность должна принадлежать КПРФ».
В КПРФ полагают, что «Единая Россия» в отместку ей решила «показать, кто здесь главный». Алексей Куринный не исключает, что единороссы могут блокировать доступ КПРФ и к руководству комитетами (определять их состав и руководство будут на следующем заседании), но на переговоры он не согласен: «Если для этого потребуются какие-то якобы переговоры и торг, то добиваться таким путем постов не будем». Депутат от «Единой России» Александр Чепухин считает, что скандальную ситуацию спровоцировали сами представители компартии. «КПРФ сознательно пошла на провокацию. Мы увидели от них кидание каких-то бумажек, оскорбление коллег с использованием ненормативной лексики, но не увидели главного — настроя на конструктивную работу, настроя на решение проблем региона. Они хотели скандал, они его создали и получили», — считает депутат.