Балаганы пошли под снос
В Сочи ликвидируют стихийный поселок на перевале Аишхо
В Сочинском национальном парке, в районе перевала Аишхо, снесено около десятка пастушеских домиков-балаганов, которые местные жители использовали для отдыха в горах. Владельцы оставшихся строений в стихийном поселке охраняют свои дома. Власти же различными способами убеждают их освободить спорную территорию. В стихийный поселок не пропускают машины с продуктами, а наиболее активных защитников поселка грозят оштрафовать.
Снос пастушеских домиков-балаганов в районе перевала Аишхо (Сочинский национальный парк) начался с демонтажа хозяйственных построек, а также с тех строений, которые в этом сезоне не используются, сообщила „Ъ“ активист «Экологической вахты по Северному Кавказу» Юлия Набережная, всего снесено около десятка строений.
Как ранее писал „Ъ“, в стихийном поселке насчитывается 140 домов, расположенных на месте бывших высокогорных пастбищ на высоте около 2 тыс. м. Местные жители используют домики в качестве дач в летнее время (зимой территория недоступна из-за снегопадов). В 2013 году Сочинский национальный парк заключил с владельцами строений, объединившимися в ООО «Триумф», договор на использование эколого-туристической тропы. В прошлом году после ухода с должности директора нацпарка Николая Пеньковского учреждение инициировало расторжение договора и, выполняя предписание Росприроднадзора о сносе самовольных строений, заявило о том, что территория должна быть очищена от них.
«Сочинский национальный парк просил пользователей балаганов в случае наличия правоустанавливающих документов предоставить их в администрацию парка, но до настоящего времени никаких документов предоставлено не было»,— пояснили в ФГБУ «Сочинский нацпарк».
Жители стихийного поселка, в основном представители армянской общины, несколько раз преграждали путь строительной технике, одновременно они организовали сбор подписей за сохранение пастушеских домиков и обратились с жалобой в приемную президента РФ в Москве. Активисты просят сохранить поселок как элемент традиционного природопользования армянской этнической группы, но руководство нацпарка оценивает эту позицию как «популизм». «Утверждения о том, что данные территории использовались коренными этническими группами для выпаса скота, используются как инструмент давления на общественное мнение. В спекуляции на социально значимых темах видятся попытки отстаивания личных потребительских интересов. Территории в районе перевала Аишхо используются не для скотоводства, а для неконтролируемого персонального отдыха развлекательной направленности»,— говорится в заявлении ФГБУ «Сочинский национальный парк».
Редакции „Ъ“ не удалось дозвониться лидеру группы активистов Амалии Игнатосян: ее телефон не отвечал. По словам эколога Юлии Набережной, власти различными способами убеждают жителей освободить спорную территорию, в стихийный поселок не пропускают машины с продуктами, с кем-то из владельцев строений ведут переговоры, обещая компенсировать убытки от сноса, а наиболее активных граждан грозят оштрафовать. «Люди не уходят от своих домиков, но и власти не обостряют ситуацию, очевидно, ожидая окончания летнего сезона, когда все разъедутся к постоянному месту жительства и строители спокойно приступят к демонтажу»,— предположила собеседник „Ъ“.