«Закрывать завод на данном этапе нецелесообразно»

Мэр Армянска — о ситуации вокруг предприятия «Титан»

Владелец «Крымского титана», украинский олигарх Дмитрий Фирташ готов провести модернизацию завода, который стал причиной экологической катастрофы в Армянске, сообщил в интервью «Коммерсантъ FM» глава администрации города Василий Телиженко. Он также рассказал о том, как устраняются последствия ЧС.

Фото: Муниципальное образование городской округ Армянск

— В последнее время были выбросы или нет?

— Нет, в течение последних пять дней никаких выбросов не было, ситуация стабильна. Все данные нам приходят за последние пять дней, в общем-то, превышений никаких нет.

— Режим чрезвычайной ситуации продолжает действовать?

— Да. Это связано, в первую очередь, с тем, что нам необходимо проводить мероприятия по ликвидации последствий. Для этого мы используем там где-то резервный фонд, это то же топливо, те же всевозможные горюче-смазочные материалы. Поэтому, чтобы не проводить процедуру закупок, соответственно, был объявлен режим ЧС, и мы пользуемся этим.

— Известно ли, когда дети должны вернуться в город, есть какая-то дата?

— По решению штаба еще на неделю им продлены каникулы. Пока что информация такая. То есть, если все будет в порядке, они скоро будут уже возвращаться домой.

— Могут ли выбросы повториться?

— Мне сложно оценивать ситуацию, я не специалист. Но по всем данным, по всем прогнозам, с учетом дальнейшего понижения температуры — у нас с воскресенья ожидается до +15 градусов днем и до +7/+8 градусов ночью — все специалисты говорят о том, что при таких условиях возможность выбросов минимальна.

— Что сейчас происходит на заводе? Там продолжается какой-то процесс? И если идут работы по ликвидации, какие именно?

— Завод у нас остановлен полностью, но, тем не менее, проводятся мероприятия, которые разработаны штабом. В первую очередь, сбрасывается в кислотонакопитель вода в количестве где-то порядка 50-52 тыс. кубических метров в сутки. Кроме этого, по рекомендациям специалистов-химиков завозится известковое молоко для того, чтобы прекратить дальнейшую возможность возникновения опять-таки реакций, которые там проходят.

— Как долго, на ваш взгляд, продлится эта ситуация? Когда уже можно будет сказать, что справились со сложностями?

— К нам приезжали представители всевозможных министерств, были отобраны всевозможные пробы, разные лаборатории работали, и сейчас мы ожидаем решения нашей науки, что на самом деле происходит, когда будут эти процессы прекращены, и что необходимо, какие контрольные мероприятия необходимо предусмотреть. В дальнейшем, я думаю, будет разработана «дорожная карта», в которой будут прописаны четко мероприятия, сроки, кто это все будет контролировать и так далее. Соответственно, мы эту информацию доведем до наших жителей и будем понимать, когда, в какой последовательности будут проводиться мероприятия, вплоть до рекультивации нашего полигона. Поэтому ждем сейчас решения профессионалов. Профессионалы-химики сейчас занимаются этим вопросом.

— Была информация, что необходима модернизация, и что она произойдет за счет средств государства. Сколько потребуется на это средств, есть какая-то оценка?

— Я не готов ответить на этот вопрос.

Есть определенный план мероприятий, который уже сейчас разработал завод, он предоставил его в наш республиканский штаб.

Мы еще его не утверждали, в общем-то, и сложно об этом сейчас говорить. Как только будет решение штаба по данному вопросу, соответственно, оно будет озвучено прессе. Пока такого решения нет.

— Как-то представители Фирташа проявляют, так сказать, свою заинтересованность? Какие шаги предпринимает та сторона?

— Скажем так, собственник, опять-таки по информации завода, готов вкладывать деньги в модернизацию завода. Это пока что все, что мне известно.

— Может быть, завод проще закрыть, чтобы уберечь город от таких серьезных рисков?

— Я не думаю, что это проще, потому что на заводе работают около 4 тыс. человек, у каждого есть семьи. Это наше градообразующее предприятие, и основное пополнение городского бюджета идет именно от него. Но даже если сегодня закрыть завод «Титан», то завтра прекратятся и те мероприятия, которые он сегодня проводит, то есть сброс воды в тот же кислотонакопитель. Тогда кто-то этим должен заниматься, тогда должна быть разработана какая-то программа по рекультивации данного полигона, государственная или республиканская, я не знаю. То есть сейчас, считаю, что, наверное, это нецелесообразно на данном этапе.

— Директор завода «Титан» Андрей Акулов говорил, что обратился в ФСБ и предприятие обвиняет Украину в экоциде и разрушении дамбы. Что известно об этом?

— Пусть дают оценку специалисты. Я лично в бинокль тоже наблюдал разрушение дамбы, в трех местах есть разрушение. Но насколько это влияет на работу, на какие-то определенные процессы в кислотонакопителе, я не готов комментировать.

Беседовала Анна Афанасьева

Фотогалерея

Как вывозили детей с севера Крыма

Смотреть

Вся лента