Тяжеловес, который слишком супер
Александр Поветкин попытается отнять титул лучшего у Энтони Джошуа
Завтра на лондонском стадионе Wembley самый популярный российский боксер Александр Поветкин проведет главный бой всей своей жизни. Ну, или второй главный бой — первым был тот, в котором он пять лет назад уступил в Москве бывшему королю супертяжелого веса Владимиру Кличко. Теперь Поветкину, уже ветерану, предстоит драться на чужой площадке с королем новым, Энтони Джошуа, в статусе явного аутсайдера поединка. Впрочем, повод для оптимизма для тех, кто переживает за россиянина, перед этим матчем все-таки обнаружить можно. Кажется, в команде Джошуа слишком увлечены планами на будущее, и эта увлеченность — дополнительный шанс Поветкина.
У Александра Поветкина, который уже бог знает сколько лет безальтернативный лидер российского бокса в супертяжелом весе и который, что бы ни происходило в его карьере, остается на верхушке всех рейтингов популярности, востребованности у публики среди отечественных бойцов, завтрашний бой — последняя, видимо, возможность завоевать культовый титул. Формально чемпионский пояс в особенной, выделяющейся, как ни крути, среди всех остальных категории в начале десятилетия ему уже принадлежал. Но это был пояс так называемого регулярного чемпиона Всемирной боксерской ассоциации (WBA), подразумевающий, что есть еще и чемпион покруче. Вот он и лучший.
С лучшим, украинцем Владимиром Кличко, Александр Поветкин встретился осенью 2013 года и, показав максимум упрямства и стойкости, проиграл все равно без вариантов. Теперь ему снова выпал настоящий, без всяких оговорок и дополнений, чемпионский бой — с обладателем поясов и WBA, и Международной боксерской федерации (IBF), и Всемирной боксерской организации (WBO). А взгляд на букмекерские котировки переносит на пять лет назад. Перед боем с Энтони Джошуа в Поветкина, как и в 2013-м перед боем с Кличко, не верят совсем. William Hill выставила вчера коэффициент на победу британца 1,11, а на победу россиянина — 8,00. И это еще не предельная разница. Есть конторы, у которых котировки на Поветкина даже скромнее.
И понятно, в чем причина этого неверия. На самом деле вклад в него «фактора своего поля» — поддержки 90-тысячных трибун Wembley, которая гарантирована Энтони Джошуа,— не такой уж большой. Куда важнее другие обстоятельства.
Александр Поветкин будет биться точно с таким же безусловным, не шальным, не вынесенным на верхушку струей удачно сложившихся обстоятельств и озарений, а именно безусловным, бесспорным королем супертяжелого веса, каким был в момент пересечения с ним Владимир Кличко. Энтони Джошуа в апреле 2017-го, собственно, и сбросил украинца с трона, нокаутировав его. А причин думать, будто за год с небольшим, прошедший после этого, он как-то сдал, нет никаких. Он провел два боя, выиграв у Карлоса Такама и Джозефа Паркера, крепких оппонентов. Его физические данные — скорость, резкость, даже слегка не вяжущиеся с двухметровым ростом и буграми мышц,— остаются все такими же впечатляющими. В конце концов, для супертяжа он по-прежнему очень-очень молод — всего-то 28 лет.
А с Александром Поветкиным, напротив, в то время, пока Джошуа утверждался в королевском образе, не случилось ничего, что послужило бы инъекцией веры. Все, кому приходится оценивать расклад боя, разумеется, помнят о допинговых историях, которые случились с Поветкиным в 2016 году. О том, как в его тестах находили сначала мельдоний, а затем остарин. О том, что борьба за восстановление репутации, реабилитацию завершилась счастливо, но обошлась россиянину дорого. В жертву были принесены важные бои и месяцы тренировок. После реабилитации Александр Поветкин побеждал, но Андрей Руденко, Кристиан Хаммер и Дэвид Прайс не те люди, чтобы служить действительно хорошей проверкой перед поединком с боксером, на две или три головы выше их по классу.
Плюс все, кто оценивал расклад, должны были понимать очевидное: если Энтони Джошуа после триумфа в матче с Владимиром Кличко чисто физиологически, что ли, дозревал, то Александр Поветкин — никуда от этого не денешься — старел. Ему уже 39 лет. Среди супертяжеловесов попадаются и вполне успешные спортсмены на пятом десятке, но они исключения. Правила диктуют называть возраст Поветкина ветеранским, возрастом заката.
Тем не менее лучик надежды, и не такой уж тусклый, перед его поклонниками мерцать обязан. Мерцание, например, в долгом выступлении промоутера Эдди Хирна после одного из недавних мероприятий, предварявших лондонское шоу. Он говорил долго, но фамилия российского претендента прозвучала от силы пару раз. Зато постоянно звучала фамилия американца Деонтея Уайлдера. Это у него пояс Всемирного боксерского совета (WBC), единственный, отсутствующий в коллекции Джошуа. И это, вообще-то, срыв переговоров с Уайлдером о бое за звание абсолютного чемпиона мира открыл дорогу на Wembley Поветкину.
Так вот, Эдди Хирн все время возвращался к срыву, объяснял, когда может быть наконец устроен долгожданный бой. И говорил о том, что перед ним желательно было бы встретиться с какими-то более кассовыми боксерами, нежели Поветкин… Он, кажется, уже давно мысленно перешагнул завтрашний барьер. И что мешает думать, что его перешагнул и Джошуа, что бы он там ни твердил про предельную концентрацию?
Мерцание этого лучика и в интервью Карлоса Такама, которое камерунец перед матчем дал телекомпании Sky, его транслирующей. Пригласить в качестве эксперта того, кому довелось сражаться и с чемпионом, и с претендентом (Такам боксировал с Поветкиным в 2014 году и тоже, как и Джошуа, проиграл ему нокаутом),— ход очевидный. Очевидными были и реплики камерунского бойца, который с удовольствием перечислял достоинства Джошуа: мощный, но мобильный, постоянно двигающийся, удивительно выносливый, с таким нельзя начинать вяло и осторожно, потому что сразу прибьет, и рвать с места в карьер нельзя, потому что задохнешься. Куда ни кинь — всюду клин… И вдруг, прервав этот поток комплиментов чемпиону, он сказал, что и слабость, серьезная слабость у Джошуа, хотя он и представляется совершенно неуязвимым, будто супермен, безусловно, есть: «Слабость — это он сам. Он чересчур привык выигрывать, чересчур привык находить в любой ситуации выигрышные решения. И если кому-то удастся осложнить ему этот поиск, он точно станет уязвимым».
Александр Поветкин пять лет назад, пусть недолго, здорово осложнял такой поиск Владимиру Кличко. Кличко тогда справился. Но он-то, в отличие от Энтони Джошуа, успел узнать о том, что такое поражение. Они, поражения, в том числе чрезвычайно тяжелые, были. Он на своей шкуре проверил, как опасно заранее перешагивать барьеры.