Предпринимательницам не хватает денег и знаний
Мониторинг делового климата
Индекс женского предпринимательства (Women Business Index, WBI), который фиксирует уровень развития деловой и социальной среды для женского бизнеса в России, в первом полугодии 2018 года продемонстрировал малозаметный рост. По результатам пятой волны исследования (проводится раз в полгода), в первой половине 2018-го значение индекса составило 69,4 пункта и по сравнению с прошлым измерением выросло всего на 0,2 пункта (см. “Ъ” от 7 декабря 2017 года). С момента же старта исследования в 2015 году индекс вырос на 13,4 пункта.
Показатель рассчитывают «Опора России» и аналитический центр НАФИ на данных опроса 600 женщин по случайной выборке и отдельно 400 женщин-предпринимателей. Значение индекса выше 50 указывает на преобладание позитивных оценок, ниже 50 — негативных. Нынешнее значение индекса получено из трех составляющих: «Культура предпринимательства» (81,3 пункта), «Личные качества» (76,3) и «Предпринимательская экосистема» (63,2).
Последний субиндекс — составной и описывает такие стороны ведения бизнеса, как оборот, штат сотрудников, доступность финансирования, образование для развития бизнеса. В частности, 31% предпринимательниц отметили падение оборота в своей компании, у 27% он вырос, у 40% — остался без изменений. «40% из числа привлекавших финансирование столкнулись со сложностями в этом процессе»,— говорит гендиректор НАФИ Гузелия Имаева.
Согласно опросу, более всего женщин к ведению бизнеса мотивирует возможность зарабатывать больше, чем платят по найму (92%), профессиональная самореализация (91%), возможность свободно распоряжаться своим временем (89%) и самостоятельно принимать решения (88%).
Среди основных барьеров, препятствующих ведению бизнеса, опрошенные женщины в первую очередь называют проблемы с финансами и сложность привлечения инвестиций (88%). На втором месте — нехватка знаний и опыта (82%). Многие женщины не уверены в своих силах (75%) и не понимают, в какой сфере развивать бизнес (73%). На нестабильную экономическую ситуацию пожаловались 73%. Несколько реже предпринимательницы отмечали такие мешающие бизнесу факторы, как наличие административных барьеров (67%) и занятость в семье (62%).