Пациенты недооценили врачей
Здравоохранение в Воронеже получило худшую оценку в Черноземье
Финансовый университет при правительстве РФ опубликовал рейтинг качества медицинского обслуживания в крупных российских городах за 2018 год. В Черноземье худшую оценку получил Воронеж, а самая высокая досталась Тамбову. Воронежские чиновники от здравоохранения считают рейтинг необъективным: «Он оценивает отношение к врачам даже тех людей, которые не проходят лечение, при этом игнорирует высокие показатели в борьбе с болезнями». В Тамбове, как и в других субъектах макрорегиона, оценку не оспаривают. Впрочем, власти в Липецке и Курске с исследованием даже не знакомились.
Университет при правительстве ежегодно оценивает уровень медицинского обслуживания, которое получают жители крупных и средних российских городов с населением более 250 тыс. человек, в рамках федерального проекта по исследованию качества жизни. Авторы исследования, как говорится в опубликованном документе, анализируют именно «потребительскую оценку» медицинских услуг жителями, в частности, отношение числа умерших к числу пенсионеров; долю жителей города, у которых были повод и желание подать иск на врача; уровень удовлетворенности качеством обслуживания в городских лечебных учреждениях; долю тех жителей, которым пришлось обратиться за медицинской помощью в другой регион или за границу; тех, кому не хватает в их городе медицинских учреждений; тех, кому не хватало денег на лечение и лекарства, а также произведение доли малоимущих граждан города и тех, кто пользуется платными медуслугами.
Всего в рейтинге восемь десятков городов, среди них шесть областных центров Черноземья. Из них самую высокую оценку получил Тамбов с итоговым индексом качества медобслуживания 60. При этом самая высокая оценка во всем рейтинге у Москвы (100), следом идут Санкт-Петербург (91) и Сургут (87). Из облцентров Черноземья за Тамбовом следует Белгород с индексом в 43. Показатель Курска — 21. По 20 баллов у Липецка и Орла. Самую низкую оценку от университета получил Воронеж — индекс составил 16 баллов. Судя по данным рейтинга, только 23% жителей города считают, что им хватает медицинских учреждений, а удовлетворены качеством медицинского обслуживания 67% воронежцев.
Воронежские чиновники от здравоохранения не согласны с местом в рейтинге и считают его необъективным. «По нашему мнению, это исследование относится к числу экспериментальных научных работ и не может рассматриваться как объективная оценка качества медицинского обслуживания в регионах, — сказала пресс-секретарь регионального департамента здравоохранения Оксана Козлова. — Как отмечают сами исследователи, современные международные подходы к подобной оценке включают три основных показателя: средняя ожидаемая продолжительность жизни, доступность медицинского обслуживания для населения и степень финансовой нагрузки для граждан при получении медицинской помощи. В Воронежской области за 2017 год общая смертность уменьшилась на 3,9%. Обеспеченность населения врачами по области составляет 40,3 специалиста на 10 тыс. жителей. Это больше, чем в среднем по России (37,2), и лучше, чем в ЦФО». «По результатам сертифицированных социологических исследований удовлетворенность жителей работой здравоохранения региона в 2017 году выросла до 43,4% с 43,1% в 2016-м. Мы считаем это важным результатом», — заключила госпожа Козлова.
По словам начальника управления здравоохранения Тамбовской области Марины Лапочкиной, областной центр получил значимое место «благодаря реализации государственной программы развития здравоохранения региона, которая в том числе направлена на решение кадровой проблемы, развитие первичной, специализированной и высокотехнологичной медпомощи, а также на повышение ее качества и доступности». «Губернатор Александр Никитин считает здравоохранение одним из приоритетов социально-экономического развития региона и всегда оказывает помощь в решении возникающих проблем»,— добавила госпожа Лапочкина.
«Для региональных властей задачей номер один на ближайшие годы станет улучшение качества медицины,— сказали “Ъ-Черноземье” в пресс-службе Орловского облправительства. — Для этого часть руководства региональных медицинских учреждений ждут кадровые реформы, а закупки лекарств, с которыми ранее были проблемы, должны стать более прозрачными».
В комитете здравоохранения Курской области про исследование «ничего не знают» и попросили у “Ъ-Черноземье” копию отчета университета. В управлении здравоохранения Липецкого области исследование также «не видели». Но там отметили, что «по итогам 2017 года, подведенным Минздравом, область входит в двадцатку лучших регионов России по уровню медицины». В департаменте здравоохранения и соцзащиты Белгородской области с исследованием ознакомились после звонка “Ъ-Черноземье” и отметили, что если это реальный опрос жителей, то «хотелось бы, чтобы он был объективный»: «Надеемся в следующем году улучшить показатели».
Директор социологической службы «Ваше мнение!» Максим Одинцов отметил, что в отчете финуниверситета отсутствуют данные о том, каким образом, в какие сроки, с использованием каких методик и с привлечением каких подрядчиков проводилась полевая часть исследования в каждом конкретном городе: «Отсутствуют ссылки на метаданные и параданные, получаемые в ходе исследования, — количество недостижимостей и отказов. Представление таких данных является общепринятой практикой при подготовке научных публикаций, данный же отчет на такой статус не претендует. Если же говорить об объеме выборки, который авторы декларируют для каждого из городов как «не менее 800 респондентов», то для случайной выборки такого объема статистическая погрешность не превышает 3,2% при уровне доверительной вероятности 95%. Такой объем выборки обычно считается достаточным, чтобы делать статистически обоснованные выводы».
Как воронежские фельдшеры объявили забастовку
В апреле 2018 года более двух часов первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области Олег Минаков выслушивал претензии фельдшеров и водителей скорой помощи, которые ранее объявили «итальянскую забастовку», отказываясь выезжать на вызовы поодиночке. Вопросы медработников по большому счету сводились к двум проблемам — низкой заработной плате и опасности выезжать на вызовы в неукомплектованных бригадах..