Российский ОПК оказался под санкционным давлением
Какими будут последствия новых ограничений
США расширили санкции против оборонно-промышленного комплекса России. Госдепартамент внес в «черные списки» 27 физических лиц и шесть организаций, которые, по мнению американских властей, связаны с российским ОПК. Любые финансовые институты, уличенные в «значимых финансовых транзакциях» с перечисленными в списке компаниями и лицами будут наказаны. В эти компании запрещается инвестировать, покупать у них крупные активы и совершать с ними банковские операции.
Ранее стало известно, что США впервые ввели санкции против китайских структур. Под удар попал департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР, который купил у России истребители Су-35 и комплексы С-400.
Как новые санкции скажутся на развитии российского ОПК? Директор Института стратегических оценок, член Совета по внешней и оборонной политике Сергей Ознобищев считает, что сейчас любые санкции вредят отечественному военному комплексу: «Каждые санкции потихонечку, где больше, где меньше, оказывают воздействие. Ясно, что российский оборонно-промышленный комплекс, как и любой другой, не может быть оторван от генеральных направлений мирового научно-технического прогресса. Мы можем изобрести что-нибудь необыкновенное, например, какую-нибудь броню, еще что-то такое, но чтобы в целом система вооружения была на уровне, конечно же, необходимо международное сотрудничество — электроника, "начинка" и прочее. И как только отсекаются какие-то связи с Западом, с Соединенными Штатами, мы должны искать замену. Мы должны быть конкурентными, у нас оружие продается на миллиарды долларов. Если оно не будет отвечать современным требованиям, то и продаваться не станет, или партнеры будут покупать наши авиационные планеры, но вставлять туда зарубежную "начинку".
Ясно, что мы Запад здесь не обставим, это все уже сказывается на нашей конкурентоспособности».
В новый список Госдепа вошли, например, ЧГК «Вагнер», которая официально не является юрлицом, «Оборонлогистика», которая входит в структуры «Ростеха» и уже находится под санкциями. Также в перечень включены структуры, которые занимаются разработкой и строительством самолетов Sukhoi.
Новые меры США, как и все предыдущие санкции, практически не окажут никакого влияния на российский ОПК. В этом уверен главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. По его мнению, стратегические отрасли импортонезависимы, а там где такая зависимость есть, Россия сможет либо сменить партнеров, либо наладить собственное производство: «В целом на российский ВПК это оказывает ничтожное влияние, я считаю. Если говорить о ключевых компонентах в области стратегических ядерных вооружений, средств стратегического сдерживания неядерного типа, например, гиперзвукового оружия или крылатых ракет большой дальности в обычном снаряжении семейства "Калибр", то там нет импортных комплектующих от слова "совсем". Если говорить о некоторых других системах вооружения, космической сфере, то там есть микроэлектроника класса Space и другие комплектующие зарубежного производства. Но опять же ни США, ни Запад не являются монополистами в этой сфере. Основная сфера производства микроэлектроники, основной объем — это Тайвань, Сингапур, Малайзия, континентальный Китай и так далее.
То есть замену мы найдем.
Я бы даже сказал, в определенном смысле этот пинок после 2014 года был очень нам полезен».
В Кремле подчеркнули, что новых ограничениях было известно заранее, и Москва успела их проанализировать и выработать защитные меры. Как заявил Дмитрий Песков, отвечая на вопрос «Коммерсантъ FM», эти ограничения — пример недобросовестной конкуренции со стороны США.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента
Это не новые санкции, вы знаете, что они были заранее анонсированы. Американцы анонсируют, потом анонсируют вторично, третично, и потом уже вводят. Поэтому было время проанализировать угрозу с тем, чтобы минимизировать определенные риски, которые несомненно возникают с этими действиями Вашингтона. Эти действия являются враждебными, скажем так, недружественными, непредсказуемыми, и, конечно, продолжающими наносить вред и без того находящимся в жалком состоянии двусторонним отношениям. Безусловно, здесь можно, наверное, усмотреть два фактора. Первый — это недобросовестная, нечестная конкуренция, попытка такими нерыночными методами, методами, которые идут вразрез с нормами и принципами международной торговли, вытеснить с рынков главного конкурента американских производителей. Вы знаете, что продукция российского ВПК не просто конкурентна, но зачастую сверхконкурентна. И второе — это, конечно, продолжающаяся, скажем так, санкционная истерика в Вашингтоне, которая весьма многогранна в своих воплощениях, к нашему сожалению, которая продолжает доминировать, и, конечно, не дает возможности им трезво оценивать перспективы развития двусторонних отношений.
Расширением антироссийских санкций занимаются и американские законодатели. Сейчас на рассмотрении Конгресса находятся пять законопроектов, которые предусматривают дополнительные жесткие меры в отношении Москвы. Один из них вводит ограничения на операции с суверенным долгом РФ и предусматривает введение санкций против компаний, которые сотрудничают с предприятиями энергетического сектора России. Другой предписывает автоматическое введение санкций против Москвы в случае, если Вашингтон придет к выводу о том, что российское руководство пытается вмешаться в ход промежуточных выборов в Конгресс, которые состоятся в ноябре.
Между тем, на санкции США за покупку российского оружия отреагировал Китай. Действия Вашингтона — это грубое нарушение международного права, заявили в МИД КНР, уточнив, что сотрудничество с Россией, в том числе в военно-технической сфере, не направлено против третьих стран. На санкции против Китая за поставки российских вооружений также обратили внимание западные СМИ.
The Guardian напоминает, что Турция тоже заказала у России комплексы С-400. Они могут быть поставлены в следующем году. Санкции против Китая могут быть сигналом для Анкары о возможных последствиях такой сделки, отмечает издание.
При этом ряд СМИ задаются вопросом, кого США стремятся наказать больше — Россию или Китай. Как пишет Reuters, ситуация с рестрикциями против Москвы может быть удобным предлогом, чтобы нарастить давление на Пекин, с которым США уже ведут торговую войну.
Le Monde также отмечает, что американская санкционная политика заставляет Россию и Пекин еще сильнее сближать позиции. Издание вспоминает российские учения «Восток-2018», в которых участвовало внушительное количество китайских военных.
Тем временем, США вместе со своими союзниками в регионе пытаются противостоять китайской экспансии. Так, Австралия собирается восстановить военную базу времен Второй мировой войны рядом с Папуа-Новой Гвинеей, пишет The Times. Как отмечает издание, это нужно, чтобы Китай не захватил контроль над ключевыми морскими маршрутами в Тихом океане.
На американские санкции отреагировали и в российском МИД. В заявлении говорится, что это уже превратилось «в национальную забаву, ведь антироссийские меры по счету уже 60-е с 2011 года».