«Установление крестного хода легитимизирует святое место»

Жанна Кормина, профессор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ СПб):

Профессор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ СПб) Жанна Кормина

Фото: из личного архива Жанны Корминой

— Есть крестные ходы, связанные с памятью, например, популярный Великорецкий крестный ход. Или крестный ход к тому месту, где были захоронены останки святых. А есть и крестные ходы, которые организуются по поводу современной повестки, например, из-за передачи Исаакиевского собора. Я подумала о крестных ходах трезвенников, но они появились не вчера, а в конце XIX века. Многие вещи, которые могут показаться новыми, существуют давно.

Паломник не обязательно крестоходец. Например, собирается группа людей где-нибудь в Магадане, снимают автобус и едут в Екатеринбург, часть пути проходят пешком. Это новая форма крестных ходов, когда не епархия и не приход становятся организаторами, а группа энтузиастов.

Назвать самые почитаемые святыни в России невозможно, а самые почитаемые святые — Матрона Московская и Ксения Блаженная. В обоих случаях — это женщины, а большинство верующих женщины. В народном воображении эти святые считаются скорыми помощницами и покровительницами столиц, что добавляет восприятию некоторый патриотизм.

Крестные ходы рождаются по-разному. В одних случаях они связаны с возрождением приходской жизни, когда религиозные активисты, прежде всего священники, стремятся устраивать крестные ходы по маршрутам, существовавшим еще до советского времени, к святым местам, где, по преданию, некогда произошло чудо, например, явилась икона. Это помогает современным верующим почувствовать преемственность с дореволюционной традицией и оживить веру в возможность чуда. В других случаях крестные ходы могут быть тематическими: они объединяют людей, которые хотят отмолить какой-то грех или справиться со сложной проблемой. Примером может служить крестный ход в поселке Климковка Кировской области к так называемым пламенным младенцам — детям, погибшим от руки собственного отца. Его участников объединяет стремление искупить грех аборта. Можно сказать, что установление крестного хода легитимизирует святое место, делает его более правильным, церковным. Одновременно крестные ходы организуют в воображении верующих особый православный ландшафт, обозначают присутствие верующих на этой территории.

Записала Мария Башмакова

Вся лента