Дух Манхэттена
Натела Поцхверия о граффити Майкла Корса
Коллекция Graffiti Michael Michael Kors посвящена тем веселым временам, когда Нижний и Верхний Манхэттен (Даунтаун и Аптаун) как будто бы соревновались между собой и решали, кто на карте всех моднее. О каких событиях, героях и местах напоминает коллекция?
"Я основал свою компанию в 1981 году, когда Аптаун и Даунтаун действительно находились на грани столкновения. Сочетание несочетаемого, тонкая грань между высоким и уличным искусством: культовые Mudd Club и Club 57, а также художники Fab 5 Freddy и Жан-Мишель Баскья, чьи граффити вы легко найдете на стенах или в метро Нью-Йорка, не только раскрашивали поезда, но и выставляли свои работы в центре современного искусства МоМА PS 1 в Квинсе. Сегодня сочетание down/up (низкого и высокого) — это основа всего".
Майкл Корс
Жан-Мишель Баскья
За свою короткую жизнь этот художник перевернул арт-сцену Нижнего Манхэттена и оставил заметный след в истории современного искусства — его работы напоминали наскальную живопись и детские рисунки, но при этом затрагивали острые социальные проблемы. Баскья называли "черным Пикассо", с ним дружили Дэвид Боуи и Энди Уорхол, галереи продавали его картины в считаные секунды. Баскья ненавидел лицемерие, поэтому как только открылись двери свободного от предрассудков клуба Mudd, художник объявил его своим вторым домом и не пропускал ни одной вечеринки. В 27 лет Баскья скончался от передозировки героином, а его картины выросли в цене.
Mudd Club
На смену гламурному клубу "Студия 54" в Даунтауне пришел Mudd. Единственное, чего хотел основатель проекта Стивен Масс,— сделать дискотеку для панков, изгнать гламур и блестки из клубной жизни. И хотя здесь, как и в "Студии", был строгий дресс-код, гостей в вечерних платьях не пускали — приветствовался "бедный шик". Mudd был первым клубом-галереей, здесь действительно висели произведения современного искусства, в том числе картины Жан-Мишеля Баскья. Часто выступал гость из Верхнего Манхэттена — рэпер Fab 5 Freddy.
Fab 5 Freddy
Пионер хип-хопа и один из основоположников уличного искусства Нью-Йорка. Сейчас Fab 5 Freddy (его настоящее имя --Фред Брэтуэйт) 59 лет и он мало появляется на публике, разве что на ностальгических концертах из серии "по волнам нашей рэп-памяти", а в конце 1970-х — начале 1980-х его имя гремело на весь Манхэттен. То он в составе команды граффити-художников Fabulous 5 разрисовывает поезда в нью-йоркском метро, то выступает ведущим главного шоу о рэпе на MTV, то везет свои картины на выставку в Рим. Дебби Харри, солистка группы Blondie, увековечила его имя в одном из своих треков. Его называли мостом между хип-хоп-сценой и граффити-тусовкой Верхнего Манхэттена и богемным панк-сообществом Нижнего Манхэттена. "Да, я частенько просвещал ребят из Даунтауна, был послом уличной культуры Аптауна — хип-хоп, брейк-данс и так далее",— подтверждает Фред.
Club 57
Место настолько значимое для социально-культурной жизни города, что в 2017 году Музей современного искусства в Нью-Йорке посвятил проекту полноценную выставку. Клуб находился на 57-й улице (и формально относился к Нижнему Манхэттену) в подвале польской церкви, и хотя в чем-то его концепция повторяла концепцию Mudd, люди в клубы ходили разные, а между заведениями была своего рода конкуренция. "Мы были грубее и вульгарнее, чем толпа из Mudd,— в одном интервью признается основательница проекта Энн Магнусон.— они были клевыми, мы — заводными".
МоМА PS 1
Площадка прогрессивного экспериментального искусства в Квинсе действует с 1971 года, а в 2000 году вошла в состав нью-йоркского МоМА как филиал. Первая в Америке некоммерческая платформа для молодых художников, где в свое время проходили выставки Жан-Мишеля Баскья и Фреда Брэтуэйта (Fab 5 Freddy).