«Требуется перестройка всей национальной экономики»

Дмитрий Дризе — о последствиях санкций США в отношении ОПК России

«Санкционная истерика и нечестная конкуренция», — так в Кремле прокомментировали новые американские санкции. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, если реагировать на каждые подобные шаги, можно «сбиться с ног». Ранее Госдепартамент объявил о новых ограничительных мерах, из-за которых под ударом оказался российский оборонный комплекс. Санкции введены не только против Москвы, но и одного из главных покупателей отечественного оружия — Китая. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что подобные меры не могут пройти незамеченными для российской экономики.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Поскольку санкции стали привычным явлением, официальная реакция российской власти тоже по-своему выглядит буднично и особой оригинальностью не отличается. Кремль, МИД, Совет федерации выступили с дежурными заявлениями относительно недобросовестной конкуренции и грубого попрания норм международного права.

Гораздо интереснее комментарии иностранных государств, которые могут поплатиться за партнерство с Россией. Такое происходит впервые — в этом, собственно, и уникальность новых ограничительных мер. В соответствии с новым законом CAATSA «О противодействии противникам Америки» наказанию подлежат компании или граждане-партнеры российского оборонного комплекса. То есть те, кто покупает наше оружие. Первым пострадавшим стал Китай, в частности, за то, что приобрел у Москвы 24 самолета Су-35 и шесть дивизионов комплексов ПВО С-400 на $5 млрд. Под ограничения попал один из департаментов Центрального военного совета КНР и лично его руководитель Ли Шанфу. Теперь его американские счета заморозят.

Официальный Пекин возмутился и разразился гневной тирадой в адрес Вашингтона: мало того, что у них торговая война, так еще и по оружейной части решили уколоть.

Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев считает, что китайцам деваться некуда, им все равно придется покупать вооружение у России, ведь против них действует запрет на поставку современных западных военных технологий: «Конечно же, у Китая нет других источников для покупки современных вооружений, которые он пока не может производить самостоятельно. Су-35 и С-400, которые стали причиной введения санкций, безусловно, относятся к таким типам техники. Так что, конечно, Китай продолжит их закупать в России без какого-либо влияния со стороны американских санкций».

Интереснее реакция Садовской Аравии, которая также хочет купить С-400. В МИД страны понадеялись, что их американские санкции не коснутся, все-таки страна — союзник США, да и вообще крупнейший нефтедобытчик. С ней невыгодно ссориться. Но есть еще Турция и Индия, которых санкции, правда, тоже пока не коснулись. Однако в Госдепартаменте надеются, что они сами поймут всю пагубность сотрудничества с Москвой.

Что же дальше? Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает — главная опасность не в срыве конкретных контрактов, а в том, все последние годы Россия работала в кооперации с Западом и зависит от его технологий. Теперь с этим могут возникнуть проблемы, что не может не сказаться на отрасли в целом.

В 2017 году Россия продала оружия на $14 млрд. Это высокотехнологичный отечественный экспорт, самое что ни на есть перспективное направление. Это не только валютная выручка, но и заказы для многочисленных предприятий отрасли, развитие научного и производственного потенциала. Да, санкции дают дополнительные стимулы поднимать науку и создавать собственные технологии не хуже западных. Покупатели, так или иначе, найдутся. Но на это нужно время, деньги и главное — люди. То есть требуется перестройка всей национальной экономики. Под силу ли такое нынешнему российскому руководству? Может быть, хотя пока мы видим, что и проблем немало, вот и космические корабли с дырками летают. Там мы Америку не скоро перегоним.

Вся лента