Железная дорога осталась без куратора
Из Минтранса уходит замминистра Алан Лушников
Замминистра транспорта Алан Лушников, курирующий в министерстве железнодорожную отрасль, собирается покинуть свой пост, приказ об этом готовится к утверждению. Кто станет его преемником, пока неясно, сам он планирует заняться музыкой. Эксперты характеризуют деятельность господина Лушникова на его посту как позитивную для отрасли, отмечая, что ему удавалось проводить решения, не всегда удобные для ОАО РЖД, не выходя при этом за рамки объективности.
Замминистра транспорта Алан Лушников планирует покинуть свой пост, сообщил он сам в пятницу журналистам. По его словам, это предложение уже представлено в правительство, однако соответствующий приказ председателем правительства еще не утвержден.
Говоря о мотивах своего решения, господин Лушников сообщил, что оно было принято «совместно с министром транспорта». Сроки, в которые он покинет свой пост, он не уточнил: решение — прерогатива правительства.
О дальнейших карьерных планах господин Лушников также говорить не стал, пояснив, что пока планирует заняться творчеством, он — вокалист в группе CtrlBand.
Кто станет его преемником, он не уточнил. В Минтрансе от комментариев отказались. В разное время (а слухи об отставке Алана Лушникова циркулировали со смены правительства в мае) его потенциальными преемниками назывались ранее возглавлявший Госстрой и занимавший пост замглавы Минрегиона Владимир Токарев (его же прочили в 2017 году на пост старшего вице-президента ОАО РЖД, что впоследствии не подтвердилось) и заместитель генерального директора ОАО РЖД Андрей Старков. Однако, рассказывали тогда источники “Ъ”, обе кандидатуры не прошли согласование разных уровней. Ряд источников “Ъ” объяснял неопределенность с уходом господина Лушникова с поста замминистра сложностью в определении кандидатуры преемника.
Господин Лушников был назначен на эту должность в феврале 2017 года, до этого он был помощником курирующего транспортную отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича. За время его пребывания в должности замминистра было заключено концессионное соглашение по строительству ветки Кызыл—Курагино до Элегестского угольного месторождения, санкционировано правительством заключение другого концессионного соглашения — по строительству Северного широтного хода (СШХ), а для ОАО РЖД утвержден долгосрочный тариф на десять лет на условиях «инфляция минус 0,1%». Также под руководством Алана Лушникова были сформулированы текущие проекты целевых моделей рынка грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок, пока находящиеся в стадии обсуждения.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает период пребывания Алана Лушникова на своем посту как позитивный для железнодорожной отрасли. По его словам, многие инициативы господина Лушникова, связанные с реформированием железнодорожной отрасли и усилением контроля за эффективностью работы ОАО РЖД, были весьма перспективными. Однако, говорит эксперт, после отхода бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича от транспортных вопросов (в мае его сменил Максим Акимов) возможности реализовать эти инициативы были существенно ограничены, что могло привести к решению об уходе. Михаил Бурмистров высоко оценивает понимание проблем отрасли и предлагавшиеся подходы к их решению, а также профессиональный уровень господина Лушникова.
Глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что на посту замминистра Алан Лушников показал себя опытным и грамотным руководителем. «Он всегда занимал взвешенную позицию, пусть не всегда удобную для ОАО РЖД, но всегда близкую к объективной,— говорит эксперт,— и не шел на компромисс, отстаивая свою правоту». Его уход с этой должности в текущей ситуации для отрасли не является позитивным, говорит господин Иванкин.