Как в Италии создали современную рассеянную мануфактуру
Товары made in Italy часто производят дома в тяжелых условиях
Итальянскую одежду класса люкс, которую продают за сотни и тысячи долларов, нередко производят работницы, шьющие ее дома, по невероятно низким расценкам и без более или менее внятных договоров. Многие итальянские мелкие и средние компании используют дешевый надомный труд, что также не может не сказаться на качестве продукции.
Товары с ярлыком «made in Italy», то есть полностью произведенные и упакованные в Италии, весьма популярны. Тем не менее, как выяснила американская газета The New York Times, многие итальянские компании используют дешевый надомный труд. Нередко одежда известных модных домов, таких как Louis Vuitton, Fendi или MaxMara, производится надомными работницами или в маленьких мастерских. Про то, что миллионы работниц шьют модную одежду в тяжелых условиях, с низкой зарплатой и без каких-либо социальных гарантий в Индии, Бангладеш, Вьетнаме или Китае, известно давно. Тот факт, что в таких же условиях шьют одежду в Италии, для многих — большая неожиданность.
В Италии нет установленного законом минимума заработной платы, но стандартной является оплата в €5–7 в час. Надомные работники, шьющие одежду, зарабатывают намного меньше. Как рассказала The New York Times швея из южноитальянского городка Сантерамо, за час ей обычно удается сшить всего метр пальто, за это она получает €1.
Самой высокой оплатой, которую она получила за сшитое пальто, были €24 — при том, что в магазине такие пальто в зависимости от бренда стоят от €800 до €2 тыс.
По словам женщины, пожелавшей остаться неназванной, так как она боится потерять работу, за день она старается шить по два пальто, на каждое уходит четыре-пять часов непрерывного труда.
Такую работу часто выполняют женщины с детьми, для которых важен гибкий график,— из-за этого им приходится соглашаться на очень низкие расценки и полное отсутствие каких-либо контрактов или страховки, также среди представителей этой профессии немало пенсионеров. Мария Коламита из другого южноитальянского города Джиноза, с которой также побеседовали журналисты The New York Times, рассказала, что десять лет назад она брала на дом заказы по украшению свадебных платьев, производимых местными фабриками, жемчужными блестками и аппликациями.
По словам госпожи Коламиты, так ей удавалось заработать от €1,50 до €2 в час, нередко она работала по 16–18 часов в день, так как платили ей, только когда платье было готово.
Теперь, когда ее дети выросли, она устроилась уборщицей и получает €7 в час. Госпожа Каламита рассказала, что она знает еще около 15 швей, которые берут заказы по изготовлению и украшению одежды на дом.
Особенно широко такая система распространена на юге Италии, в традиционно более сельском и бедном регионе, чем север страны, и теперь особенно пострадавшем от перевода производства в страны с дешевой рабочей силой и других экономических проблем. Уровень безработицы в Апулии составлял в первой половине 2018 года 19,5%.
«Я знаю, что мне не платят столько, сколько я заслуживаю, но здесь, в Апулии, очень низкие зарплаты, и в конечном итоге я люблю то, что я делаю. Я занималась этим всю жизнь, и больше я ничего не умею»,— рассказала еще одна швея на условиях анонимности.
По данным университета Боккони и объединения итальянских брендов класса люкс Altagamma, в производстве товаров премиум-класса в Италии задействованы около 500 тыс. человек, на эту сферу приходится 5% ВВП страны. По прогнозам консалтинговой компании Bain & Company, мировой рынок таких товаров вырастет в нынешнем году на 6–8%, с €276 млрд до €281 млрд. Не в последнюю очередь такой рост подпитывается ростом спроса на товары класса люкс в развивающихся странах — в том числе и товары со знаком «made in Italy».
Как сообщает Итальянский национальный институт статистики, в 2015 году в целом в Италии около 3,7 млн человек работали без контракта. В общей сложности журналисты The New York Times пообщались с 60 женщинами, живущими в Апулии и шьющими одежду без заключения постоянного контракта. По оценке Тани Тоффанин, автора книги «Невидимая фабрика», посвященной истории надомного труда в Италии, в этой отрасли в Италии заняты от 2 тыс. до 4 тыс. работниц. «Мы знаем о швеях из Апулии, которые работают из дома без контракта, особенно тех, кто специализируется на нашивании аппликаций, но никто из них не хочет говорить с нами о своих условиях работы, и такие субподряды остаются в значительной степени невидимыми»,— отмечает глава крупнейшего итальянского профсоюза Всеобщая итальянская конфедерация труда Пьетро Фьорелла.
По словам Деборы Луккетти, итальянского координатора Clean Clothes Campaign, организации, борющейся с плохими условиями труда в производстве одежды, распространенность надомного труда не в последнюю очередь связана с тем, что в этой сфере работают тысячи мелких и средних, часто семейных фирм. Она рассказала, что большинство брендов класса люкс заключает контракты с местными поставщиками, которые уже распределяют заказы по конкретным фабрикам, а те нередко передают их надомным работникам. По мнению госпожи Лукетти, хотя некоторые бренды могут быть не осведомлены о такой практике, хотя «должны знать, что они замешаны в это». В MaxMara на запрос The New York Times ответили, что для них важна этичность производства, что в компании не знали об использовании надомного труда и теперь проведут проверку таких фактов.