Самокаты докатились до франшизы
В городах появляется новый вид транспорта
Сервис по прокату электросамокатов Samocat Sharing собирается продавать франшизы. Партнеры будут покупать самокаты и платить владельцу бренда комиссию за прием платежей и звонков в размере 10–20% в зависимости от масштаба своей сети. Текущий объем столичного рынка проката микроэлектротранспорта почти в 200 раз меньше потенциальной емкости спроса. Но главная проблема этого сервиса — его сезонность, признают сами участники рынка.
Samocat Sharing запускает продажу франшизы, рассказал “Ъ” основатель сервиса Василий Быков. Его схема для франчайзи отличается от привычной, в которой есть паушальный взнос и роялти. Будущие партнеры Samocat Sharing покупают электрические и неэлектрические самокаты и платят комиссию за работу колл-центра и прием платежей. Для небольших франчайзи она составит 20% от оборота, для крупных — 10%. Минимальный объем инвестиций — 360 тыс. руб., их можно окупить за полтора сезона, утверждает господин Быков. В эту сумму входят десять неэлектрических самокатов (одна станция) или пять электрических. «Расходы на обслуживание, включая нашу комиссию, составят 40% от оборота в первое время, по мере развития снизятся до 20%»,— говорит Василий Быков. Выручка от проката составляет 40–150 тыс. руб. в месяц со станции с неэлектрическими самокатами (при тарифе 2 руб. за минуту) и доходит до 300 тыс. руб. с электрическими (5 руб. за минуту). Средняя длительность поездки — 80 минут.
1 миллиард долларов США
достигла капитализация сервиса по прокату самокатов Bird
Василий Быков основал Samocat Sharing в 2015 году, он начал с проката обычных самокатов. Он создал первую сеть электросамокатов в 2017 году в финском Эспоо, позже появились станции в Москве — в парке «Сокольники» и Сколково. Среди инвесторов Samocat Sharing — Urban-X (фонд BMW Group), SOSV, фонд Бортника, а также группа частных инвесторов (вложили около $1,5 млн). Samocat Sharing открыла сеть по прокату из 23 автоматических станций в июле этого года. По словам Василия Быкова, в летнем сезоне клиенты совершили более 20 тыс. поездок. Сейчас в сети 40 станций в Москве, открываются первые партнерские станции в Сочи и Новосибирске. По расчетам основателя, к концу года сеть вырастет до 100 станций.
По словам Василия Быкова, за рубежом сегмент краткосрочной аренды электрических самокатов тоже молодой. Первым в 2017 году на рынок вышел сервис Bird (США, Калифорния), основанный экс-директором по развитию Uber Трэвисом Вандерзанденом. В мае этого года он привлек $150 млн инвестиций, увеличив капитализацию до $1 млрд, его основной конкурент — Lime, чья капитализация после инвестиций в размере $250 млн выросла до $1 млрд.
Конкуренты Samocat Sharing в России — «Делисамокат» (входит в «Микро капитал групп» Винченцо Трани, он же является основным акционером службы каршеринга «Делимобиль») и Youdrive Lite Бориса Голикова, у которого тоже есть каршеринг Youdrive,— открылись чуть раньше, в мае этого года. Сейчас у «Делисамоката» 2,65 тыс. самокатов — это около 20 постоянных станций плюс мобильные. У Youdrive 500 электрических самокатов, которые можно оставлять где угодно, они не прикреплены к докам, уточнил Борис Голиков.
По словам представителя «Делисамоката» Алены Балакиревой, компания не рассматривает вариант развития по франшизе. Youdrive Lite изучает такую возможность, но формат пока не определен, уточнил господин Голиков. По словам Василия Быкова, любой город-миллионник на старте примет 1 тыс. станций без уменьшения доходности для уже существующих точек. Он прогнозирует, что в Москве количество станций за два-три года вырастет до 25 тыс. (сейчас их 60 стационарных плюс мобильные и самокаты без доков).
По оценке эксперта Franshiza.ru Анны Рождественской, спрос на шеринговые сервисы растет существенно: если в 2016 году рост составил 70%, то в 2017 году — уже 400%. «Концепция привлекает небольшим объемом первоначальных инвестиций»,— отмечает она, уточняя, что главная трудность — в сезонности спроса. «В зимнее время сервисом нельзя будет пользоваться в большинстве региональных городов»,— констатирует эксперт. Это действительно основной риск для сервиса, соглашается Алена Балакирева.