Иран вновь пустил в ход танкеры-призраки
Под угрозой возвращения американских санкций иранские власти снова стали тайком торговать нефтью
После введенных в августе ограничительных мер в отношении Ирана США намерены в начале ноября ввести второй пакет более жестких санкций. И, как сообщает газета Financial Times, на фоне усиливающегося экономического давления власти Ирана возвращаются к уже неоднократно применявшейся ими и хорошо отработанной тактике секретных продаж нефти за рубеж.
После введения Вашингтоном первого пакета санкций в отношении Ирана и накануне их ужесточения власти Ирана, пишет газета Financial Times, не намерены отказываться от столь необходимых стране нефтяных доходов. Танкеры с нефтью продолжают регулярно отходить от иранских берегов, однако отследить, куда именно они направляются, невозможно: у них отключена система, позволяющая отслеживать их путь. По данным FT, сейчас по меньшей мере семь таких танкеров-призраков секретно везут груз.
Как сообщил FT Мэтт Смит, директор компании ClipperData, отслеживающей перемещение таких судов, один из этой семерки — танкер Happiness 1 — отключил свой передатчик 16 сентября и «с тех пор не отправил ни единого сигнала».
«В прошлые годы, когда экономика Ирана находилась под давлением санкций, мы такое видели не раз. И теперь вот снова то же самое, Иран опять перешел к скрытным продажам нефти»,— отмечает эксперт.
Иран экспортирует около двух третей добываемой в стране нефти. В начале этого года объем добычи составлял около 3,8 млн баррелей в день. После того как мае администрация США объявила о предстоящем введении санкций, нефтяной экспорт Ирана, по данным аналитиков, опрошенных FT, сократился на 500 тыс. баррелей в сутки, опустившись ниже 2 млн баррелей. Ряд стран уже полностью отказались от закупок иранской нефти, в том числе Франция и Южная Корея. Главные покупатели — Китай и Индия — берут теперь ее в гораздо меньших объемах. По данным консалтинговой компании FGE, в море сейчас находится несколько танкеров с 10–15 млн баррелей иранской нефти, которую пока никто не покупает. «Ирану сейчас нелегко продавать свою нефть»,— отмечает представитель FGE Иман Нассери.
Одним из способов обойти санкции стало предоставленное Верховным советом по экономической координации Ирана разрешение на продажу сырой нефти частному сектору.
Это первый случай, когда частный сектор Ирана допускают к торговле нефтью.
Правда, аналитики нефтяной индустрии считают, что администрация Дональда Трампа будет жестче, чем ее предшественники, преследовать страны, нарушающие режим санкций. Кроме того, развитие технологий, позволяющих отслеживать движение судов в отсутствие радиосигнала, тоже приведет к сокращению скрытых продаж. «Есть много глаз, которые могут отследить нарушения и проверить несоответствующие реальным данным торговые потоки. Конечно, отдельные партии могут остаться незамеченными, но масштабную контрабанду отследить совсем нетрудно»,— считает главный нефтяной аналитик консалтинговой компании Energy Aspects Амрита Сен.