Магистралям подбирают магистров
Инфраструктурным проектам предлагают независимое управление
Глава Минэкономики Максим Орешкин обратился к вице-премьеру Максиму Акимову с предложением создать независимый офис по работе над планом модернизации и расширения инфраструктуры. Ссылаясь на опыт Южной Кореи, Австралии и Великобритании, в министерстве говорят о том, что это позволит сбалансировать интересы государства, госмонополий и инвесторов и даст им возможность нивелировать управленческие недостатки.
“Ъ” удалось ознакомиться с письмом главы Минэкономики Максима Орешкина вице-премьеру Максиму Акимову, в котором чиновник описывает взгляды ведомства на то, как должна вестись работа над комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ. Плана, напомним, требует «майский» указ президента — инфраструктурная составляющая модернизации экономики является способом получить от нацпроектов синергетический эффект. В Минэкономики предлагают создать для координации инфраструктурных проектов единый центр инфраструктурных компетенций, придав ему форму АНО и включив в его основные задачи формирование системы управления кросс-отраслевыми проектами, ведение их базы, контроль их эффективной цифровизации и сопряжение принимаемых решений между собой. Финансирование такого центра в министерстве предлагают «в основном» поручить госкомпаниям.
В обосновании именно этой схемы управления модернизацией инфраструктуры министр ссылается на анализ практики реализации «сложных, составных, кросс-отраслевых инфраструктурных проектов, предполагающих вовлечение различных отраслей, курирующих министерств и ведомств». Перечень системных проблем, обнаруженных при анализе, в версии Минэкономики включает в себя, в частности, рассинхронизацию процессов у участников проектов, разнобой в сроках бюджетирования, отсутствие независимой оценки результатов, регулярные сдвиги графиков в будущее при раздувании бюджетов, а также размытость прогнозов эксплуатационной фазы таких проектов и недостаточную детализацию их финансовой модели, что, в свою очередь, снижает их привлекательность для возможных участников.
Предложенная Минэкономики схема является аналогом лучших мировых практик — в письме перечислены примеры создания независимых организаций для координации, планирования и контроля сложных проектов: PIMAC в Южной Корее (Public and Private Infrastructure Investment Management Center) — это некрупный, около 90 человек, think-tank корейского правительства в вопросах инфраструктурных проектов и государственно-частных инвестиций, повысивший, в частности, долю неэффективных проектов, в которых отказался участвовать бюджет, с 3% до 46% и сокративший перерасход бюджетов со 122% до 41%. Также упомянуты IPFA в Австралии (Ассоциация проектного финансирования Австралии, участвующая в координации сложных инфраструктурных и энергетических проектов и поиске наиболее приемлемых решений для государства и частных инвесторов) и IPA в Великобритании (Офис проектов и инфраструктуры, решающий и социальные задачи).
Предложенная Минэкономики структура выглядит пока довольно схематичной. В нее предлагается включить представителей министерств, госкомпаний (это, напомним, «Росавтодор» и РЖД) и инвесторов: первым это даст возможность приблизиться к непосредственной реализации проектов, вторых поставит под контроль в части сроков и бюджетов, а третьим откроет реальное содержание параметров и моделей объектов для инвестиций. При этом, учитывая необходимость разворачивания работ, центр предлагается создать срочно, обеспечив начало его работы уже в четвертом квартале 2018 года.