ОПЕК+ поставили на паузу
Санкции против Ирана пока не приведут к росту добычи
Участники соглашения ОПЕК+ по итогам саммита в Алжире, вопреки ожиданиям, не дали рынку ясный сигнал о готовности увеличить добычу для замещения иранской нефти. Ее экспорт может сократиться после вступления в силу санкций США в начале ноября. Таким образом, лидеры соглашения — Саудовская Аравия и Россия — пока взяли паузу, чтобы увидеть, насколько велико будет реальное сокращение добычи в Иране. Такая позиция способствует росту цен на нефть. Однако участники сделки еще могут смягчить позицию на встрече в середине ноября.
Представители стран—участников сделки по сокращению добычи нефти (ОПЕК+) на саммите в Алжире, завершившемся в воскресенье, ограничились рекомендацией придерживаться прежних договоренностей и выйти на полное выполнение сделки. Как отметил глава Минэнерго РФ Александр Новак, «на сегодняшний день рынок сбалансирован, мы постепенно движемся к стопроцентному исполнению своих обязательств».
Парадоксальность ситуации в том, что сейчас сделка (по данным за август) выполняется на 129%, то есть участники соглашения добывают даже меньше нефти, чем должны. Это связано с хроническим падением добычи в Венесуэле, а также начавшимся сокращением добычи в Иране в ожидании санкций США, которые вступят в силу в начале ноября и запрещают экспорт нефти из страны.
Большинство западных аналитиков ожидали, что на саммите в Алжире участники ОПЕК+ примут решение о росте добычи за счет тех стран пакта, которые могут ее увеличить (Саудовская Аравия, а также в меньшей степени Россия, ОАЭ и Кувейт). Однако в итоге подобной рекомендации не последовало, как не были и названы какие-либо цифры возможного роста добычи. Тем самым участники ОПЕК+ пошли навстречу Ирану, который выступал категорически против любого роста добычи, поскольку в текущей ситуации это привело бы к вытеснению с рынка его собственной нефти.
Представитель страны в ОПЕК Хосейн Каземпур Ардебили заявил, что очень доволен взаимодействием с картелем, отметив, что пока добыча в Иране не снижается и в августе находилась на уровне 3,8 млн баррелей в сутки. По данным ОПЕК, добыча упала до 3,58 млн баррелей в сутки. В то же время господин Ардебили обозначил смягчение позиции Тегерана, допустив рост добычи в рамках ОПЕК: «Если будет падение добычи — не только в Иране, но и где-либо еще,— у стран ОПЕК и вне ОПЕК (участников ОПЕК+.— “Ъ”) есть ответственность сбалансировать рынок».
Лидеры соглашения ОПЕК+ — Саудовская Аравия и Россия — заняли выжидательную позицию, говорят собеседники “Ъ” на рынке.
«Полное выполнение сделки, о котором идет речь, предполагает рост добычи от текущего уровня, но вопрос в том, в какой степени Саудовская Аравия как единственная страна, которая может быстро этот рост обеспечить, считает его необходимым»,— говорит аналитик крупного западного банка. Министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих подчеркнул в воскресенье, что не видит дефицита нефти на рынке. Напротив, заметил он, даже при выполнении сделки ОПЕК+ выше 100% коммерческие запасы нефти в мире немного увеличиваются. «Все наши клиенты получают столько баррелей нефти, сколько они хотят, и не просят больше»,— заявил он, добавив, что страна готова предложить дополнительные поставки, если в них будет необходимость. При этом Халид аль-Фалих выразил сомнение, что это произойдет, если не случится «неожиданный рост спроса».
Для России текущая ситуация остается весьма комфортной: сохранив взаимодействие с Саудовской Аравией и конструктивные отношения с Ираном, Россия фактически избавилась от ограничений сделки ОПЕК+ по росту добычи. Как сообщил в воскресенье Александр Новак, в сентябре добыча нефти будет «чуть выше» августа и выйдет практически на уровень октября 2016 года в 11,2 млн баррелей в сутки, от которого и отсчитывалось сокращение добычи в рамках ОПЕК+ (в частности, Россия должна была сократить до 10,9 млн баррелей в сутки). Господин Новак отметил также, что в будущем есть потенциал роста добычи «на несколько сот тысяч баррелей в сутки», но Россия заинтересована в сбалансированности рынка.
Как отмечает Мария Белова из Vygon Consulting, участники ОПЕК+ решили не предпринимать специальных действий в связи с ситуацией вокруг Ирана, поскольку неясно, сколько иранской нефти в итоге уйдет с рынка из-за санкций США. Разброс оценок составляет от 0,6 млн до 1,4 млн баррелей в сутки. По мнению аналитика, если произойдет резкий рост цен на нефть в результате этого решения, «страны ОПЕК+ всегда могут собрать внеочередное заседание, что будет только позитивно воспринято рынком». Плановое заседание ОПЕК+ назначено на декабрь, но, по словам Александра Новака, участники сделки могут встретиться в Абу-Даби в середине ноября «в случае необходимости».
Белоруссия и РФ делят доходы от нефти
Тема нефтяных доходов была центральной в ходе переговоров президента РФ Владимира Путина и главы Белоруссии Александра Лукашенко, прошедших в пятницу в Сочи. С 2019 года в России вступает в силу налоговый маневр (сокращение экспортных пошлин на нефть при росте НДПИ), из-за чего Белоруссия, получающая российскую нефть и нефтепродукты беспошлинно, столкнется с проблемами. Во-первых, Минску было разрешено «перетаможивать» (то есть зачислять экспортные пошлины в свой бюджет) 6 млн тонн российской нефти, которая идет через Белоруссию транзитом, но вместе с сокращением пошлин упадут и доходы Белоруссии. Как сообщила пресс-служба президента Белоруссии, в субботу была достигнута «окончательная договоренность в этом вопросе», суть которой неизвестна. Во-вторых, Россия была недовольна ростом экспорта нефтепродуктов в Белоруссию (также из-за потери пошлин российским бюджетом) — по версии Александра Лукашенко, «удалось продвинуться в решении этой проблемы». Наконец, белорусская сторона настаивает на компенсации эффекта налогового маневра для местных НПЗ, поскольку российская нефть для них подорожает из-за роста НДПИ. Вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко заявил, что у российской стороны есть понимание, что такие компенсации должны быть, а поставки российской нефти сохранятся на текущем уровне в 18 млн тонн или даже вырастут. Между тем собеседники “Ъ” с российской стороны отмечали, что компенсации именно для НПЗ быть не должно, а речь может идти о выделении новых госкредитов Минску или иной подобной «счетной помощи». Представители правительства РФ в воскресенье вопросы переговоров с Белоруссией традиционно не комментировали.