«Очередной шаг к международной изоляции России»

Дмитрий Дризе — о выходе России из Совета Европы

Если вы нас не цените — мы уйдем. Россия грозит выходом из Совета Европы. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что такое решение зреет. По ее словам, причиной может послужить «критическая ситуация в ПАСЕ», где российская делегация с 2014 года лишена слова. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что у Москвы может не оказаться другого выхода, кроме как выйти из организации.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

С 2014 года после известных событий в Крыму и на Украине права делегации России в ПАСЕ были подвергнуты серьезной дискриминации. В частности, российские представители лишены возможности голосовать и участвовать в мониторинговой деятельности и уставных органах ассамблеи. В ответ Москва с 2016 года бойкотирует заседания. А с нынешнего года решила прекратить платить взносы в организацию. Речь идет о сумме в €40 млн в год. Кстати говоря, Российская Федерация является одним из крупнейших вкладчиков в Парламентскую ассамблею Совета Европы.

И вот вроде бы европейские парламентарии решили несколько изменить ситуацию. В октябре ПАСЕ рассмотрит законопроект, который, по идее, должен изменить статус национальных делегаций. То есть теоретически России могут вернуть право голоса. Однако, это лишь проект документа, по нему нужно еще провести дебаты, внести поправки. Непонятно, в какой редакции его в итоге примут.

В Москву приезжала председатель ПАСЕ Лилиан Мори Паскье для переговоров об урегулировании непростых отношений с Россией. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко прокомментировала происходящее следующим образом: мы, мол, к вам всей душой, но подобное унижение терпеть нет никакой возможности. Или верните нам право голоса, или до свиданья, мы уходим. Да, мы видим, что ситуация сдвинулась с мертвой точки, но нам нужны гарантии.

Здесь необходимо напомнить, что если Россия решит покинуть ПАСЕ, ее граждане более не смогут искать правду в Европейском суде по правам человека. Уповать придется исключительно на отечественное правосудие. Ну, и кроме того, у власти появятся законные основания для возвращения смертной казни, к чему неоднократно призывают разные горячие и другие головы.

То, что нашу власть раздражают решения ЕСПЧ — также не секрет. Через Конституционный суд даже пытались провести законы, разрешающие не исполнять его вердикты. В итоге сошлись на том, что да, можно не исполнять, но если европейские заключения противоречат Конституции страны. Но при этом, что там греха таить, наше правосудие не идеально, и ЕСПЧ для многих —последняя надежда найти справедливость.

Понятно, что если совсем разорвать отношения, это будет очередной шаг к международной изоляции России. Фактически это отказ от европейских норм демократии. У нас итак демократия не на высшем уровне, а это будет как бы законодательное юридическое закрепление подобного факта. То есть выходит так, что пусть формально, но распрощаемся мы с демократической Европой. И останемся мы наедине исключительно с отечественными институтами, которым для усиления вполне могут добавить еще и смертную казнь.

Хочется надеяться, что в Кремле не в восторге от такого развития событий. Но это как раз тот случай, когда обстоятельства сильнее. Кому понравится играть роль мальчика для битья и еще и платить за это.

Вся лента