Российские деньги возвращаются домой
Почему бизнесмены переводят деньги в Россию
Из-за санкций бизнес возвращает деньги в Россию. Команда Трампа сумела вызвать небывалый патриотизм у российских предпринимателей, пишет Bloomberg. Бизнесмены якобы перенесли средства на родину и перевели их в рубли. О каких суммах идет речь? И какие риски есть у этого решения? Об этом — Иван Якунин.
Согласно старой поговорке, не потеряешь — не найдешь. Вот и Сбербанк, сначала потерял больше миллиарда долларов вкладов физлиц на фоне санкций, а теперь приобрел больше 10 млрд за счет корпоративных клиентов. И причиной этому тоже стала угроза санкций, утверждает Bloomberg. Деньги переводят из американских и европейских банков домой, в Россию. Судя по всему, это только небольшая часть выручки, предположил бывший зампред Центробанка Олег Вьюгин:
«Экспортеры получают выручку на счет в иностранном банке, как правило, и только потом необходимое количество валюты перечисляют в российские банки для того, чтобы получить рубли или еще для чего-то. Поэтому, скорее всего, переводят просто некие остатки, в которых нет необходимости, чтобы поддерживать там текущую деятельность, а на всякий случай в российский банк, чтобы, не дай бог, что-нибудь там не заморозили».
Кто же эти финансовые патриоты? Журналисты пишут о неких негосударственных экспортерах, которые опасаются давления со стороны американского Минфина. Но действительно ли благодаря им вырос корпоративный сегмент? В банке «Ъ FM» не смогли оперативно ответить на вопрос о происхождении этого капитала. Причина может быть и в нестабильности банковского сектора, замечает партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей: «Я бы прежде, чем выдвигать тезисы, получил данные о том, насколько бизнес вывел свое присутствие из, скажем, первых 250 банков в иные банки, например, в топ-5. А то может оказаться, что там уровень погрешности будет в районе 1,5-2%.
А все остальное — это просто перетекание корпоративного сектора из более мелких банков в более крупные».
Тем не менее, экспортеры выбирают не только российские банки, но и российский рубль. «Норникель», например, еще несколько лет назад хранил почти все активы в долларах, сейчас же половина лежит в рублях. Здесь есть риск, что состояние обесценится, но зато его не заморозят. Предприниматели сейчас между двух огней, заключает бизнесмен Давид Якобашвили: «Человек нигде не застрахован ни от чего, он зависит от того, сможет он отчитаться за те деньги, которые он перевел сюда. Конечно, риск есть, если он не сможет отчитаться. Если они у него везде легальные, ему все равно, там их держать или здесь. Экспроприации же не будет».
Следующий тезис Bloomberg явно понравится российским властям. Сделок с долларом становится меньше. Примером служит компания «Алроса», которая часть сделок с азиатскими импортерами проводит в рублях, а у Индии однажды даже приняли рупии. Тенденцию подтверждает и управляющий партнер юридической фирмы «Рыбалкин, Горцунян и партнеры» Сурен Горцунян. Он помогает российским компаниям понять американские санкции. «Для многих компаний сейчас обычные соображение диверсификации валютных сбережений отступают на второй план и санкционные соображения выходят на первый. Видно, что использование долларов в качестве расчета в сделках, конечно, сейчас становится менее предпочтительным, и люди хотят использовать для расчета по сделкам евро и рубли», — считает Горцунян.
Но если предприниматели действительно взяли курс на Россию, возникает вопрос: что происходит с оттоком капитала? По данным ЦБ, с января по август он составил $26,5 млрд — это в три раза больше, чем за тот же период в прошлом году. Судя по всему, патриотичность бизнеса будет вынужденно возрастать по мере появления новых санкций.
В материале Bloomberg есть откровение анонимного российского бизнесмена о том, как стоит действовать в условиях санкционного давления. Его персональный менеджер поздравил предпринимателя с успешным годом, потому что тот ни во что не вложил, и, следовательно, ничего не потерял.