До Северной столицы с одной дозаправкой
Петр Воронков — об автомобильном путешествии из Оренбурга в Питер. Часть 1
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Петр Воронков рассказывает о путешествии на Lada Vesta CNG из Оренбурга в Санкт-Петербург.
Сегодня Оренбург и российская часть автопробега «Голубой коридор» по маршруту Великого шелкового пути. Стартовали автомобили в Китае, я лишь присоединяюсь к ним на новой серийной Lada Vesta CNG — впереди дорога до Питера!
Конечно, сначала нужно расшифровать три заветные буквы в названии нашей Lada Vesta CNG. А то название есть, а понятия у народа еще нет, в новинку. Подходившие посмотреть на машину оренбуржцы интересовались: это что, новая модификация, комплектация, модуляция, эманация и т.д.? Имеют право знать. Так вот: С — Compression (сжатый), N — Natural (природный), G — Gas, переводить нет необходимости. По-нашему — СПГ. Да, наша Vesta — первый российский серийный автомобиль, на котором заводским способом установлено газобаллонное оборудование. Огромный, кстати, плюс: ничего сертифицировать не нужно, никаких вопросов при постановке автомобиля на учет и во время его эксплуатации у службы ГИБДД не возникнет.
Ветер степей словно подталкивает меня к автомобилю, который внешне ничем не отличается от обычной Vesta. Но это первая наша машина, оснащенная ГБО. Откидываю спинки задних кресел, и вот оно — газовое сердце битопливной конструкции — баллон цилиндрической формы со сжатым метаном. Если об этом не знать, внутри Vesta тоже ничем не отличишь от привычной, разве что кнопкой переключения с бензина на газ на центральной консоли. И даже бензобак остался прежнего объема — 55 литров.
Оренбуржцы — народ непосредственный, открытый и дружелюбный. А еще знающий и очень практичный: спрашивают с неподдельным интересом, вопросы задают вдумчиво, не чета московским снобам и мажорам. Например, почему взяли именно природный газ, а не сжиженный? Или давление в баллоне сжатого газа большое — не опасно ли это для пассажиров? Какое оборудование, как заправляться и т.д. И вообще видно, что наш российский автомобиль вызывает если не ажиотаж, то пристальное внимание. Поставь здесь, на площади, какую-нибудь новейшую иномарку, народу бы собралось меньше.
Сведения о том, сколько можно проехать на метане, разнятся. 400 км, 250? Наверное, это зависит от режима: в городе и на трассе расход, понятно, разный. Заводские специалисты, заметив мою легкую растерянность, улыбаются: «“Сейчас оба бака полные”, говорит один из них, — “Одна дозаправка, и ты, считай, в Питере”». Ничего себе, думаю я, от Оренбурга до Северной столицы больше двух тыс. км. Неужто получится, с одной-то заправкой?
По поводу природного газа все на самом деле просто, почему взяли именно его. Природный газ — самое чистое ископаемое топливо. Процесс его горения практически безотходен, а потому экологически чист. Сжатый природный газ легче сжиженного и при несанкционированных утечках быстро улетучивается, а не скапливается в салоне, как пропан-бутан, что делает его менее взрывоопасным. Разговоры об обратном — не более чем легенды. Природный газ отлично работает в топливной системе автомобиля. В процессе горения он не смывает с деталей двигателя масляную пленку, благодаря чему сокращается потребление двигателем масла и увеличивается ресурс самого мотора. Эффективность от сгорания одного кубометра использованного газа равна одному литру бензина, что финансово очень выгодно — природный газ дешевле бензина минимум вдвое.
Окончательно разбираюсь с ГБО. В баллоне 90 литров сжатого газа, ну, или 22 кубометра, это как вам удобнее. Количество голубого топлива определяется по числу горящих светодиодных лампочек. Ну, вроде во всем разобрался. И хотя сложностей никаких нет, все-таки немного волнительно.
Lada Vesta CNG — первый наш автомобиль нового поколения с ГБО. Как оно будет там, в дороге, расскажу чуть позже... А сейчас, прощай, Оренбург. В путь.