Рост с оглядкой на будущее
рейтинг
В первом первого полугодии 2018 года российский банковский сектор демонстрировал уверенное поступательное движение: росли кредиты юридическим и физическим лицам, на хорошем уровне оказалась прибыль. Но уже в третьем квартале появились признаки беспокойства: аналитики опасаются, что новые санкции со стороны США могут оказать значительное негативное влияние на российскую банковскую систему.
Корпоративное оживление
Во втором квартале 2018 года активы российского банковского сектора в номинальном выражении выросли на 3,57%, с 85,2 трлн до 86,6 трлн руб. По итогам первого полугодия рост оказался гораздо скромнее — всего 1,6%: сказалась негативная динамика первого квартала (падение на 1,8%), связанная, по мнению аналитиков Банка России, с техническими факторами — январская консолидация бизнеса крупных банков привела к снижению их взаимных межбанковских операций. Также, по их расчетам, если исключить фактор валютной переоценки (в начале второго квартала наблюдался резкий рост курса доллара к рублю), активы действующих на конец полугодия банков выросли на 0,1%. Правда, если при этом не учитывать еще и упомянутый эффект консолидации двух банков, рост будет более значительным — 1,6%.
При этом значительно вырос объем кредитов экономике — с учетом валютной переоценки на 4,1% против 1,8% в первом полугодии прошлого года. Если говорить о корпоративном сегменте, рост кредитования нефинансовых организаций составил 1,9% (в январе--июне 2017-го — 1,0%).
Отметим, что, если считать параметры рынка корпоративного кредитования в абсолютных значениях, без учета валютной переоценки, его рост в годовом выражении по итогам первого полугодия составил 4,6%, тогда как по итогам первого полугодия 2017-го был зафиксирован спад на 3,9%.
"Основными драйверами роста корпоративного кредитования выступают реализация инвестиционных проектов, а также замещение западных кредитов крупными российскими компаниями, подпавшими под санкции,— говорит главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.— В отраслевом разрезе сохраняется неоднородность спроса на кредиты. Высокие темпы роста сохраняются в кредитовании АПК, добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности". При этом он указывает на существенное снижение средневзвешенных ставок по рублевым кредитам юрлицам: на 2 процентных пункта (п.п.) в годовом выражении по кредитам на срок до года и на 2,2 п.п. по кредитам на один-три года, что стало следствием снижения ключевой ставки ЦБ РФ и удешевления фондирования банков.
Аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай также отмечает, что существенную роль в росте корпоративного кредитования сыграли снижение ключевой ставки и тенденция замещения внешних кредитов внутренними. "Рост рублевого корпоративного кредитного портфеля у нас сейчас превышает рост ВВП, тогда как валютное кредитование падает,— говорит он.--Основная причина состоит в том, что ЦБ сильно снизил ключевую ставку по сравнению с тем уровнем, который был еще два года назад, и это стимулирует корпоративных заемщиков к тому, чтобы брать рублевые кредиты в том числе для замещения ими долларовых внешних обязательств, особенно с учетом того, что привлечение долларов на российском рынке до апреля этого года было более дешевым. Играет свою роль и то, что, видимо, некоторые компании--крупные экспортеры накапливают свою экспортную выручку для погашения внешнего долга, а операционные расходы финансируют за счет рублевых кредитов в российских банках".
Вместе с тем эксперты отмечают, что нынешние темпы роста рынка рублевого кредитования пока еще не дают повода говорить об устойчивом спросе на кредитные ресурсы со стороны реального сектора. Хотя прогнозы на второе полугодие в целом довольно оптимистичные. "Поскольку за вычетом переоценки рост корпоративного кредитования все еще не такой большой, о полноценном восстановлении спроса, на наш взгляд, пока говорить рано,— полагает аналитик банка "Уралсиб" Наталия Березина.— По итогам года наш текущий прогноз по росту корпоративных кредитов составляет с учетом валютной переоценки 6%, что предполагает несколько более активный спрос во втором полугодии. Слабая динамика корпоративного кредитования отражает в целом невысокие темпы роста российской экономики — в июне, к примеру, вышли достаточно слабые данные по промпроизводству, рост оборотов розничной торговли также можно назвать невысоким, что свидетельствует об относительно слабом спросе".
Схожие оценки дает и директор по аналитике корпоративно-инвестиционного блока банка "Открытие" Дмитрий Харлампиев: "Признаки восстановления корпоративного кредитования есть, однако пока они достаточно слабые: к факторам роста спроса на кредитные ресурсы можно отнести рост выпуска и некоторое оживление инвестиционной активности, а к ограничивающим факторам — общее ужесточение требований к заемщикам со стороны банков в контексте событий последних лет, сохраняющуюся потребность в капитале, общую ориентированность на повышение качества кредитного портфеля". Его прогноз роста корпоративного кредитного портфеля российских банков по итогам 2018 года "при отсутствии шоков" — не ниже +6,0%.
Отметим, что в аналитических материалах Банка России особо подчеркивается опережающая динамика роста кредитования сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП): за первое полугодие он вырос на 8,8%, что в четыре с половиной раза превышает темпы роста кредитования нефинансовых организаций в целом. В прошлом году ситуация была обратной: рост портфеля МСП за 2017 год (на 1,3%) был существенно ниже роста корпоративного портфеля (увеличился на 3,7%). Аналитики ЦБ связывают нынешнее оживление с общим улучшением ситуации в экономике и ростом доходов населения, улучшением бизнес-климата и мерами государственной поддержки сегмента МСП, а также усилиями крупных банков с государственным участием.
"Рост кредитования малого и среднего бизнеса мы связываем с повышением активности крупных госбанков в этом сегменте,— соглашается Дмитрий Монастыршин.— Во втором полугодии 2018 года мы ожидаем сохранения текущих темпов роста портфеля МСБ".
Дмитрий Харлампиев, в свою очередь, отмечает, что динамика портфеля кредитов МСП достаточно нестабильна, а ускорению роста сегмента могла в том числе способствовать реализация государственной программы льготного кредитования МСП, в соответствии с которой в текущем году ставка по льготным кредитам была снижена до 6,5% годовых (ранее она была дифференцированной — 9,6-10,6%). "Тенденция опережающего роста вполне может сохраниться и в среднесрочной перспективе",— заключает он.
По мнению Дениса Порывая, одна из возможных причин опережающего роста объемов кредитования малого и среднего бизнеса — внешние по отношению к российской экономике факторы. "Мы видим по общей динамике корпоративного портфеля, что валютное кредитование сокращается, а рублевое растет,— рассуждает он.— Возможно, это свидетельство того, что некоторые банки повышенное внимание стали уделять сегменту МСП, поскольку интерес к заемщикам, находящимся под западными санкциями или имеющим риск подпасть под санкции, а это крупные компании, у них падает".
Самые эффективные банки*
|
*Учитывались только результаты банков, вошедших в топ-100 по объему активов на 1 июля 2018 года.
**Под средним объемом активов в целях настоящего рейтинга понимается среднее арифметическое между активами на 1 января 2018 года и 1 июля 2018 года.
Источник: расчеты "Ъ" на основании данных рейтинга "Интерфакс-ЦЭА".
Физическое превосходство
По итогам первого полугодия рост кредитования физических лиц составил, по данным Банка России, 18,9% в годовом выражении; валютные кредиты у российских граждан особой популярностью сейчас не пользуются, поэтому соответствующий показатель с учетом валютной переоценки близок — 19,2% (по итогам 2017 года было 13,2%, за первое полугодие 2018 года показатель вырос на 9,3% против 3,8% за первое полугодие 2017-го. При этом ЦБ отмечает постепенный рост доли ипотечных ссуд в общем объеме кредитов физическим лицам.
"Основными драйверами роста розничного кредитования выступают повышение доступности кредитов: снижение процентных ставок, увеличение сроков, повышение лимитов на одного заемщика, а также рост уверенности населения в своих доходах и реализация отложенного спроса на инвестиционные товары в 2015-2016 годах",— полагает Дмитрий Монастыршин. Кроме того, он ожидает во втором полугодии замедления снижения ставок по розничным кредитам, что может привести к торможению темпов роста кредитного портфеля до 15-17% в годовом выражении.
"К ключевым тенденциям первого полугодия можно отнести опережающий рост кредитов физическим лицам по сравнению с кредитами компаниям, прежде всего за счет ипотеки и жилищных кредитов, темпы роста которых в годовом выражении сейчас составляют примерно 21% и 30%, во втором квартале как раз произошло ускорение,— говорит Дмитрий Харлампиев.— Отмечу также общую ориентированность регулятора на ограничение валютных рисков в банковском секторе и стремление ограничить рост сегмента необеспеченных кредитов физическим лицам".
Действительно, ЦБ РФ уже заявлял, что видит признаки опасности перегрева на рынке розничного кредитования и даже принял некоторые меры в виде повышения норм резервирования для необеспеченных ссуд. "Опасность перегрева рынка нельзя исключать при сохранении тенденции на ускорение роста розничных кредитов, а он стабильно ускоряется последние полтора года,— считает Наталия Березина.— Однако в первую очередь тут стоит обращать внимание на необеспеченные кредиты, а внутри них — на кредиты крупного размера. Кредитные карты в силу своего относительно небольшого лимита представляются менее рискованным в плане роста закредитованности населения инструментом, при этом карточные кредиты показывают и чуть более медленный рост: в июне год к году он составлял, по нашей оценке, 14,7%. Повышение Центробанком рисковых весов с сентября, по всей видимости, может немного замедлить рост необеспеченного кредитования, хотя эффект с учетом действия весов только на новые кредиты будет достаточно размыт во времени".
Денис Порывай отмечает, что при анализе темпов роста кредитования физических лиц их следует сравнивать со ставками по кредитам, которые составляют с учетом ставок по ипотечным кредитам более 13% годовых. Сейчас "равновесная" ситуация для банков, по его мнению, когда темпы роста кредитного портфеля примерно соответствуют прибыльности капитала. В отношении заемщиков нынешний рост кредитования темпами, опережающими процентную ставку по кредитам, означает рост долговой нагрузки населения, некоторые берут кредиты уже на то, чтобы покрыть текущие расходы (а не купить товары длительного пользования) и дотянуть до зарплаты, поскольку продолжается падение доходов в реальном выражении. Также он отмечает, что в потребительском кредитовании большое разнообразие продуктов, например кредитные карты с грейс-периодом, для которых полная стоимость кредита, то есть процентные и комиссионные платежи, равна нулю — если клиент просрочил платежи, это может считаться штрафом, а не процентами. Повышение требований по резервированию на такие продукты не распространяется, равно как и на кредиты по картам, выданным до вступления в силу новых регуляторных правил, а также по розничным кредитам с обеспечением. "ЦБ не в первый раз повышает коэффициенты риска, мы смотрели отчетность розничных банков и видим, что заметного влияния ни на темп розничного кредитования, ни на маржу банков, ни на достаточность капитала эти ужесточения в целом не оказали",— резюмирует эксперт.
Самые рентабельные банки*
|
*Учитывались только результаты банков, вошедших в Топ-100 по объему активов на 01.07.2018.
**Под средним размером капитала в целях настоящего рейтинга понимается среднее арифметическое между собственными средствами (капиталом) на 1 января 2018 года и 1 июля 2018 года.
Источник: расчеты на основании данных рейтинга "Интерфакс-ЦЭА".
Двойная бухгалтерия
По итогам первого полугодия 2018 года прибыль российского банковского сектора составила 634 млрд руб., что ниже, чем за аналогичный период прошлого года (770 млрд руб.). И это притом, что в первом квартале прибыль достигла 352 млрд руб., превысив прежний рекорд, установленный в первом квартале 2017 года (339 млрд руб.). "Финансовый результат сектора испытывал существенное влияние показателей банков, проходящих процедуру финансового оздоровления с участием Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Без учета таких банков прибыль банковского сектора за шесть месяцев составила 880 млрд руб. Рентабельность активов по банковскому сектору несколько снизилась — с 1,0% на начало года до 0,8% на 1 июля 2018 года",— отмечается в материалах Банка России.
"Суммарная прибыль сектора последний год сильно зависит от результатов банков, находящихся на санации в ФКБС,— соглашается Наталия Березина.— Так, по нашей оценке, за первое полугодие 2018 года суммарный доналоговый убыток этих банков составлял около 60 млрд руб., что снизило прибыль сектора примерно на 10%. В прошлом же году за август--декабрь суммарный результат банков, находящихся на санации в ФКБС, исходя из публикуемых форм отчетности, достиг -664 млрд руб., что снизило прибыль сектора за 2017 год почти наполовину".
"На динамику прибыли банков во втором полугодии 2017 года и в первом полугодии 2018 года существенное влияние оказывают убытки санируемых банков после создания адекватных резервов по кредитному портфелю,— говорит Дмитрий Монастыршин.— Без учета операций санируемых банков сектор демонстрирует устойчивый рост прибыли. Основными драйверами улучшения результатов банков выступают удешевление стоимости фондирования и снижение стоимости риска".
С начала года российские банки доначислили резервов более чем на 430 млрд руб. против 212 млрд руб. за первое полугодие 2017 года, отмечает Дмитрий Харлампиев. Прогноз же ЦБ по объему чистой прибыли в отрасли на этот год составляет около 1,25 трлн руб., что выглядит, с его точки зрения, вполне реалистично в отсутствие шоковых эффектов.
Что касается возможных шоков, то здесь на первом плане новый законопроект, внесенный в Конгресс США. Он предусматривает введение ряда жестких санкций в отношении России, в частности запрета на работу американских инвесторов с российским государственным долгом и запрета на операции в долларах для одного или нескольких крупных российских банков с государственным участием.
Первая мера на отечественные банки повлияет прежде всего через обесценение их вложений в ОФЗ и корпоративные долговые бумаги (по данным ЦБ, общая сумма вложений российских банков в долговые ценные бумаги по итогам первого полугодия составила 10,7 трлн руб., или 12,3% от общего объема их активов.
"В прошлом году прирост рынка ОФЗ на 1,1 трлн руб. был профинансирован на 0,7 трлн руб. нерезидентами и всего на 0,4 трлн руб. локальными игроками,— говорит Дмитрий Монастыршин.— Мы оцениваем перспективы роста доходности ОФЗ при реализации санкционного сценария в 1-2 процентных пункта. В свою очередь, на фоне роста доходности ОФЗ корпоративные заемщики тоже будут вынуждены предлагать инвесторам более высокие ставки". При этом он считает, что снижение цен обращающихся облигаций корпоративных заемщиков банки смогут компенсировать ростом доходов по новым выпускам и увеличением ставок по кредитам.
"Одобрение Конгрессом и президентом США обсуждаемых новых санкций против РФ закономерно негативно отразится на состоянии российского банковского сектора,— полагает Дмитрий Харлампиев.— У российских банков достаточно большие вложения в ОФЗ, суверенные евробонды РФ и в целом в рыночные активы, поэтому реализация риска как минимум серьезно отрицательно скажется на переоценке портфелей и общем финансовом результате кредитных организаций. Введение же запрета на долларовые расчеты через корсчета в США может иметь еще более глубокий отрицательный эффект, особенно учитывая, что на семь госбанков, которые указаны в законопроекте Конгресса, приходится примерно 60% совокупного объема активов российского банковского сектора (без учета ВЭБа)".
По мнению Дениса Порывая, санкции в отношении российского госдолга для многих участников уже являются "базовым сценарием", к ним готовы и особых потрясений для российской банковской системы не будет. Если же будет введен запрет на расчеты в долларах в отношении одного из крупных российских госбанков, это может оказать "шоковое влияние на рынок, сравнимое с тем, что было в 2014 году". "Этим банкам нужно будет перестраиваться на расчеты в другой иностранной валюте, находить способы расчета по долларовым обязательствам. Это не является неразрешимой проблемой, но на данный момент большинство банков к этому не готовы, поэтому реализация данного сценария может привести к очень серьезным последствиям. Однако вероятность этого сценария является низкой",— поясняет свои опасения аналитик.
Топ-10 банков с наилучшими показателями прироста активов*
|
Топ-10 банков с наихудшими показателями прироста активов*
|
Топ-10 банков с наилучшими показателями прироста капитала*
|
Топ-10 банков с наихудшими показателями прироста капитала*
|
*Расчеты на основании рейтинга "Интерфакс-ЦЭА". Учитывались показатели 100 крупнейших банков по объему активов на 1 июля 2018 года. Не учитывались показатели банков с отрицательным капиталом на 1 июля 2018 года.