«Мурмансельдь-2» налегает на креветку
и думает о строительстве новых судов
ГК «Мурмансельдь-2», специализирующаяся на промысле атлантической трески и пикши, решила заняться выловом креветок. Для этого рыбопромышленная компания провела модернизацию двух своих судов, оснастив их необходимым оборудованием. В планах компании добывать около 4 тыс. тонн креветок в год. Параллельно с этим группа прорабатывает возможность строительства на российских верфях двух рефрижераторных судов для транспортировки продукции, общая стоимость которых может составить €30 млн.
О том, что ГК "Мурмансельдь-2", занимающаяся промышленным рыболовством в Северном бассейне, будет производить варено-мороженые и сыромороженые креветки, "Ъ" сообщил гендиректор и владелец компании Юрий Задворный. Выпуск готовой продукции организован на двух траулерах компании, которые были модернизированы под эти задачи. Рыболовецкие суда были оснащены тралами для ловли креветок, а также оборудованием для их сепарации, сортировки и варки. Как пояснил господин Задворный, в следующем году для добычи креветок планируется модернизация еще одного судна. Инвестиции в переоснащение одного траулера обошлись компании примерно в €500 тыс.
К добыче креветок группа "Мурмансельдь-2" приступила в этом году. Ежегодно компания рассчитывает вылавливать около 4 тыс. тонн морепродуктов.
ГК "Мурмансельдь-2" занимается промыслом трески, пикши, сайды, окуня, зубатки, палтуса и выпускает мороженую потрошеную рыбу и консервы "Печень трески по-мурмански". Годовой улов компании составляет 25-27 тыс. тонн, выпуск консервов — 600 тыс. банок. В состав группы входят мурманские предприятия ЗАО "Мурмансельдь 2", ООО "РК Заря", ООО компания "Андромеда". Компании принадлежит два крупнотоннажных и одно среднотоннажное рыбопромысловое судно. В настоящий момент по заказу группы ведется строительство четырех траулеров на заводе "Пелла" (стоимость контракта €160 млн).
По словам господина Задворного, после начала добычи креветки группа столкнулась с проблемой дефицита транспортных судов. В связи с этим компания рассматривает возможность строительства двух рефрижераторных судов. Проведение между верфями тендера на строительство транспортных рефрижераторов пройдет ближе к лету, уточнил предприниматель, не исключив, что потенциальным заказчиком может стать завод "Пелла". Стоимость одного судна предварительно оценивается в €15 млн, срок строительства — в два года. Проектные решения для компании сейчас разрабатывает норвежская Cramaco AS.
Крупные рыбодобывающие компании обычно не занимаются креветкой, говорит вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин, указывая, что риски ее добычи связаны с нестабильностью запасов. Тем не менее это интересный бизнес, потому что потребность в ее потреблении будет постоянно расти, считает эксперт. По его словам, добываемая в Северном бассейне креветка будет востребована в странах Евросоюза.
Согласно данным исследовательской компании "Грифон-Эксперт", с 2013 по 2016 год объем вылова креветки в России вырос с 10,5 до 16,7 тыс. тонн. По оценке господина Фомина, после введения продуктового эмбарго в 2014 году потребление креветок внутри страны снизилось с 50-55 тонн в год до 25 тыс. тонн. Спустя четыре года этот показатель начал восстанавливаться и сейчас превышает 30 тыс. тонн, отмечает эксперт. При этом спрос россиян на креветки прежде всего удовлетворяется за счет импорта, следует из данных "Грифон-Эксперта". Объем поставок креветок в страну в прошлом году составил 36,6 тыс. тонн, против 21,6 тыс. тонн, выловленных российскими компаниями. Основными поставщиками креветок в Россию являются Дания, Индия и Китай, указывают в "Грифон-Эксперте".