Экспортеры получат субсидии на сервис техники
Но компании боятся не успеть выбрать 1,5 млрд руб. до конца года
Правительство просубсидирует часть затрат на создание и обслуживание сервисных центров за пределами РФ в автомобилестроении, сельскохозяйственном и железнодорожном машиностроении. На эти цели в 2018 году выделено 1,5 млрд руб. Потенциальными получателями могут стать крупные экспортеры, среди которых «Ростсельмаш», группа ГАЗ Олега Дерипаски, АвтоВАЗ, УАЗ, «Трансмашхолдинг» и ОВК. При этом в отрасли опасаются, что уже не успеют получить субсидии до конца года.
Правительство утвердило правила предоставления субсидий из федерального бюджета на создание системы послепродажного обслуживания в автомобилестроении, сельскохозяйственном и железнодорожном машиностроении на экспортных рынках, сообщил премьер Дмитрий Медведев в понедельник в ходе совещания с вице-премьерами. Он отметил, что послепродажное обслуживание в России «не самая сильная сторона, поэтому для покупателей важен вопрос, где будет обслуживаться техника, где она будет ремонтироваться, как выполняются гарантийные обязательства» (цитата по «Интерфаксу»).
Согласно постановлению правительства от 20 сентября, субсидироваться будут не более 50% затрат на создание, обеспечение функционирования и расширение системы послепродажного обслуживания на конкретном целевом рынке, но «не более 50 млн руб.» на один центр.
Предполагается, что такая господдержка позволит стабилизировать объемы производства, а также поспособствует дополнительной загрузке мощностей, в том числе в смежных отраслях. Решение о выделении 1,5 млрд руб. на эти цели было принято еще в начале лета, на эти средства должно быть создано не менее 30 сервисных центров.
В Российском экспортном центре (РЭЦ), за которым закреплены функции агента правительства по вопросу предоставления субсидий, на вопрос “Ъ” о потенциальных получателях господдержки сказали, что ими, как правило, становятся компании, которые уже активно развивают экспорт. «Хорошо известно, что, например, "Ростсельмаш" или КамАЗ активно занимаются развитием своей системы послепродажного обслуживания,— говорят в РЭЦ.— То же самое можно сказать об "Объединенной вагонной компании" или "Синаре", АвтоВАЗе и группе ГАЗ, УАЗе и "Трансмашхолдинге"». Система послепродажного обслуживания повышает конкурентоспособность отечественной продукции, считают в РЭЦ: «У зарубежного потребителя не появляется опасений, как обслуживать и ремонтировать технику, а для бизнеса это важно вдвойне — сокращается время обслуживания и простоя».
По словам вице-премьера Дмитрия Козака, на получение заявок от машиностроителей и принятия решений по ним остался месяц. При этом представитель ассоциации «Росспецмаш» выразил опасения, что в 2018 году не все производители смогут получить субсидии по данному постановлению из-за коротких сроков. Он отметил, что машиностроители ждали документ еще весной, «но его согласование затянулось». Собеседник “Ъ” на авторынке добавляет, что большая доля сервисных центров за рубежом создается на базе местных дилерских центров, при этом субсидия на такие проекты не распространяется.
Экспорт автомобилей из России вышел в плюс
В начале сентября экспорт автомобилей из России за семь месяцев незначительно вырос в объеме по сравнению с прошлым годом, однако упал на 13% в стоимостном выражении из-за ослабления рубля. Тем не менее по итогам года в отрасли ожидают роста экспорта примерно на 10%, до $3,3 млрд.