Неуловимые пираты
Роман Рожков об успехах в борьбе с нелегальным контентом
Тема пиратства в рунете, казалось, сошедшая с первых полос газет, в последнее время разгорелась с новой силой. На этом фоне глава Роскомнадзора Александр Жаров в понедельник встретился с президентом Владимиром Путиным и доложил ему, что «все крупнейшие пиратские площадки заблокированы»: «Будем и дальше чистить интернет». Глава надзорной службы признал, что еще несколько лет назад рунет был «абсолютно пиратской гаванью», но сейчас, по его словам, 6 тыс. сайтов пиратов заблокированы, а еще 11 тыс. удалили нелегальный контент. Это помогло легальным онлайн-кинотеатрам получить в 2017 году выручку на 60% больше, чем годом ранее,— около 8 млрд руб., напомнил господин Жаров.
Но вот незадача: несмотря на явные успехи Роскомнадзора на ниве борьбы с пиратами, последние сдаваться и не думают. Даже наоборот, как недавно сообщал “Ъ”, в этом году рунет может поставить рекорд по количеству просмотров пиратских фильмов. Как свидетельствуют данные Group-IB, только за девять месяцев 2018 года в рунете вышло больше пиратских экранных копий кино, чем за 2016 и 2017 годы вместе взятые, а доходы этого рынка за 2017 год выросли на 21%, до $85 млн, и продолжают расти. Суммарный объем трафика видеопиратов за 2017 год вырос на 12%, а количество запросов российских пользователей на бесплатный просмотр фильмов и сериалов в поисковиках достигло почти 10 млрд.
Ситуацией обеспокоены и правообладатели. Недавно крупнейшие телехолдинги по инициативе «Газпром-медиа» вступили в открытый конфликт с «Яндексом», обвинив его в том, что поисковик выдает ссылки на пиратские сайты с их сериалами. В результате «Яндекс» удалил из поиска все ссылки на страницы с сериалами каналов «Газпром-медиа», включая даже ресурсы с легальным контентом. Позже появилась информация о том, что интернет-компании, медиахолдинги и чиновники обсуждают внесудебный механизм удаления пиратских сайтов из поисковой выдачи.
Емкость рынка легального смотрения огромна, но и нелегального тоже. И хотя борьба с пиратским видео становится все более решительной, пираты демонстрируют способность к этому приспосабливаться. Они меняют тактику, используют новые модели и технологии, включая пиратские CDN (content distribution networks — сети доставки контента). У пиратов есть и богатые спонсоры, как, например, букмекеры и нелегальные онлайн-казино, указывают в той же Group-IB. На руку пиратам и очевидная дешевизна создания нелегальных видеоресурсов: достаточно потратить всего около $240, которые очень быстро окупятся. Как следствие, пиратский бизнес себя еще не исчерпал, а над вопросом, как его искоренить, правообладатели еще долго будут ломать головы.