История и истории

книга

Посол Германии Рюдигер фон Фрич представил московской публике книгу о своей резиденции — известном особняке на Поварской.

Периоду, охватывающему более 60 последних лет, посвящена эта книга

"Дом на Поварской" — так называется небольшая книга-альбом, вышедшая в начале сентября в российском издательском доме "Музыка — Юргенсон — Гамма-Пресс", который в нынешнем году отметит свое 100-летие. Хотя издание это выглядит скромно, оно никак не уступает по значимости самым "именитым" книгам, подготовленным известным издательским домом.

Прежде всего это иллюстрированный рассказ об одном из великолепных особняков в самом центре старой Москвы, история которого начинается еще до переворота 1917 года и продолжается по сей день. Внешний вид и интерьеры делают резиденцию немецкого посла еще и уникальным памятником московской архитектуры. Безусловно, одним из наиболее интересных на прилегающей к Арбату Поварской улице. Возведенный в 1910 году архитектором А. Н. Зелингсоном по заказу купца Я. М. Шлосберга дом разностилен, сочетая черты модерна и эклектики. Во внутреннем убранстве выбран стиль флорентийского палаццо. Об этом в книге — профессиональные историки архитектуры.

В задачу книги не входило описание почти полувекового периода, включавшего недолгую жизнь семьи первого хозяина дома, вынужденного покинуть его вскоре после того, как дом был построен, и выехать с семьей за границу, и последующих десятилетий, когда после национализации особняк занимали британская миссия и комиссия по лендлизу. Все это происходило вплоть до середины 1950-х, когда после визита в Советский Союз канцлера Федеративной Республики Германия Конрада Аденауэра были установлены дипломатические отношения между двумя странами. Вновь открытое посольство Западной Германии разместилось на Большой Грузинской улице, 17, а особняк на Поварской, 46 (в то время улице Воровского) стал резиденцией посла (1956 год). С этого момента начинается наиболее интересная часть истории этого дома. Именно этому периоду, охватывающему более 60 лет, посвящена книга.

Открыл вечер посол Германии Рюдигер фон Фрич, для которого особняк на Поварской является в буквальном смысле домом, где живут он и его жена. Супруги Фрич и выступили инициаторами издания. В своем вступительном слове господин фон Фрич рассказал о важнейшей роли, которую играет здание резиденции посла как место встречи представителей российской и германской политической элит, деятелей науки, культуры.

Ностальгическую и веселую краску в этот вечер внес один из патриархов немецкой дипломатии доктор Андреас Майер-Ландрут. Он впервые попал на дипломатическую работу в Москву в 1957 году, а позднее дважды занимал пост посла Федеративной Республики Германия в Советском Союзе. Его воспоминания о работе дипломатической миссии Германии в разные периоды и встречах в резиденции невольно навели на мысль, что книга о доме на Поварской могла быть написана и как острый детектив, и как исторические хроники. Это была бы книга о том, что происходило в этом здании, что называется, "за закрытыми шторами". Здесь порой обсуждались и решались вопросы не только советско-(российско)-германских отношений, но и большой мировой политики.

И вместе с тем это был дом, в котором его обитатели жили, как живут в домах обычные люди: ели, пили, спали. Доктор Майер-Ландрут, кстати, автор лихо написанной книги воспоминаний "С Богом и кальсонами", подытоживающей его 40-летнее пребывание в России, как умелый рассказчик, очень тонко сопоставил два бытовых эпизода из истории "Дома на Поварской".

В известные периоды советской жизни, когда в стране остро стояла проблема обеспечения продуктами питания, так или иначе это касалось и дипломатических миссий, в том числе снабжения резиденции посла Германии. В подвальном, техническом этаже дома размещались вместительные холодильники, обычно (во избежание перебоев) до отказа забитые присылаемой из недалекой Финляндии едой. В один из вечеров перед гостями дома выступала цыганская музыкальная группа, которой было предложено использовать подвальные помещения для переодевания. Концерт прошел с большим успехом, но когда артисты поднялись с технического этажа наверх и стали прощаться, служащие посольства обратили внимание, что сухопарые цыгане выглядят неестественно полными. Оказалось, что перед уходом они набили свои одежды провиантом, обнаруженным ими в холодильниках дома.

В разное время немецкие послы по-разному чувствовали себя в этой обители. Доктор Майер-Ландрут вспомнил, что одному из его предшественников на посту посла Германии в Москве было не просто неуютно в доме, но его постоянно не покидал страх за свою жизнь. Несомненно, ему не давал покоя факт убийства посла Германии в Москве Вильгельма фон Мирбаха, которое произошло за несколько десятилетий до его каденции в 1918 году. Этот страх проявлялся в том, что он категорически отказывался проводить ночь не только в спальне, но и в любой комнате, имевшей окна. Поэтому он ютился на небольшом диване в гостиной около камина.

Так, вечер дополнил ненаписанную, но от этого не менее важную сторону жизни особняка и его обитателей.

Украшением вечера стала игра юных российских музыкантов — стипендиатов Фонда Владимира Спивакова, блистательно исполнявших немецкую и русскую музыку.

Особая роль в организации и успешном проведении вечера принадлежит многолетней сотруднице посольства Германии в Москве Марине Изюмской, ставшей также одним из составителей книги.

На вечере выступавшие, так или иначе вспоминая историю дома на Поварской, говорили о том, что, как бы ни была сложна сегодня обстановка в мире и отношения между Россией и Германией, память, которую хранят стены дома и его сегодняшние хозяева, вечера и разного рода акции, которые здесь регулярно проводятся, продолжают замечательную традицию дружбы и культурного обмена между двумя странами.

Марк ЕЛЕНИН

Вся лента