В итогах выборов увидели запрос на обновление
Явка на выборах не выросла, а поддержка партии власти упала
Фонд «Либеральная миссия» выпустил доклад по мониторингу региональных выборов. Эксперты считают, что их итоги продемонстрировали «явные изменения общественных настроений» и это создает «предпосылки вызревающей новой трансформации партийно-политической системы». Обновление губернаторского корпуса подогрело запрос на новые лица на местах.
Главной отличительной чертой региональных выборов 2018 года авторы доклада считают их проведение во время «обсуждения пенсионной реформы, что усугубилось повышением ряда налогов, дальнейшей девальвацией рубля и ростом цен». «Обсуждение пенсионной реформы привело к существенному падению уровня поддержки партии власти и заметно отразилось на итогах голосования»,— констатируют эксперты «Либеральной миссии». При этом активность избирателей «осталась практически на прежнем довольно низком уровне». В 9 из 22 регионов, где выбирали губернаторов, разница по явке по сравнению с прошлыми кампаниями в пределах 3%. Существенное повышение явки произошло в Магаданской (на 7,3%) и Омской (на 9,8%) областях. Сильно упала явка в Кемеровской (на 25,6%) и Нижегородской (на 14%) областях — во всех этих регионах произошла замена губернаторов-«долгожителей». В Москве снизилась активность избирателей в районах, где была традиционно высока поддержка оппозиции.
«Граждане, предпочитающие выражать свой протест путем бойкота выборов, в основном выбрали ту же линию поведения. Но среди граждан, обычно участвующих в региональных и муниципальных выборах, произошло заметное перераспределение голосов — от "Единой России" к оппозиционным партиям различного типа»,— указывают эксперты.
Напомним, что в 4 из 22 регионов, где проходили прямые выборы губернаторов, был назначен второй тур. В Приморском крае результаты второго тура, в котором участвовали врио главы Андрей Тарасенко и выдвиженец КПРФ Андрей Ищенко, были признаны недействительными. Новые выборы пройдут в декабре. В Хабаровском крае и Владимирской области во втором туре победу одержали кандидаты от ЛДПР Сергей Фургал и Владимир Сипягин. Глава Хакасии Виктор Зимин за два дня до проведения второго тура снялся с выборов. Они пройдут 7 октября с участием победившего в первом туре коммуниста Валентина Коновалова и занявшего третье место справоросса Андрея Филягина. В трех регионах — Иркутской, Ульяновской областях и Хакасии — единороссы проиграли выборы в заксобрания по партспискам, уступив КПРФ (о том, как единороссы оценивают выборы, см. материал на этой странице).
В этой кампании оказалась высокой доля недействительных бюллетеней. На выборах владимирского губернатора в первом туре она составила 8,1%. Эксперты связывают это с отказом в регистрации кандидату от КПРФ журналисту Максиму Шевченко. На выборах региональных парламентов в 12 из 16 регионов доля недействительных бюллетеней превысила 3%. В Красноярске на выборах в горсовет в одном из одномандатных округов больше всех голосов получил кандидат «против всех».
Еще одна тенденция, на которую указывают авторы доклада,— уменьшение доли побед единороссов в одномандатных округах: если в 2016 году партия власти на выборах в региональные парламенты получила 747 из 798 мест (93,6%), то в этом году этот показатель составил 268 из 379 (70,7%).
Эксперты отмечают, что новые губернаторы стараются обновить депутатский корпус, омоложение происходит и в отделениях партий думской оппозиции. Параллельно этому, по их мнению, происходит «самоорганизация» во внесистемной оппозиции. «В сочетании с явными изменениями общественных настроений это создает предпосылки вызревающей новой трансформации партийно-политической системы»,— прогнозируют авторы доклада. Один из них, политолог Александр Кынев, отметил, что «одним из катализаторов обновления стала замена центром губернаторов, это бумерангом вернулось общим запросом на обновление, подогрело его».
Политолог Алексей Макаркин соглашается с тем, что запрос на обновление в обществе силен, но называет его «ленивым». «Люди готовы сказать "фи" власти, но для этого голосуют за кого-нибудь из привычного списка — КПРФ или ЛДПР, за партию, которую примерно знают. Серьезно свои запросы они защищать не готовы — не было протестов по поводу снятия кандидатов либо отказов им в регистрации»,— заявил “Ъ” господин Макаркин.