Паспорта Петрова и Боширова заинтересовали ФСБ
Почему ведомство ведет доследственную проверку
ФСБ ищет тех, кто рассекретил паспорта Петрова и Боширова. Правда, официально это не подтверждено. Однако, как сообщает «Росбалт» и подтверждают собеседники «Коммерсантъ FM», ведомство ведет доследственную проверку. Не подтверждается ли тем самым связь туристов из Солсбери со спецслужбами? И как утекает такая информация? Об этом — Иван Корякин.
Их лица знал весь мир, а неделю назад всплыли еще и файлы с паспортными данными и штампами «сведений не давать». Хотя в МВД заявляли, что по таким документам невозможно установить связь с ГРУ, сейчас ФСБ хочет понять, как утекли бумаги Александра Петрова и Руслана Боширова. Однако в этом нет ничего секретного, говорит полковник КГБ в отставке, бывший депутат Геннадий Гудков: «Работа оперативная такая, что оперработник получает достаточно большой доступ к базе данных, в том числе не только к тем, которые ему нужны, но и к тем, по которым работают другие сотрудники. Данные-то, в общем-то, открытые. Данные, которые поступают и могут быть доступны любому сержанту-полицейскому. А как по-другому? Предположим, идет проверка документов на улице — любой сержант МВД должен иметь доступ к этой базе, чтобы проверить».
Речь идет о системах «Роспаспорт» и «Перемещение», которые объединили базы удостоверений личности. Там можно найти фотографии, сведения о других паспортах и даже данные о родителях. С подобными документами работала и «Фонтанка», которая тоже следит за делом подозреваемых в отравлении Скрипалей. По словам совладельца издания Евгения Вышенкова, такая информация утекает пачками. Он рассказал «Коммерсантъ FM», как журналисты ее получают.
«Давайте такой вульгарный пример. Звоню я своей знакомой паспортистке Свете и говорю: “Свет, слушай, у тебя в паспортном столе получал паспорт мой знакомый Петров, посмотри, пожалуйста”. Она идет в архив, фотографирует и по WhatsApp присылает мне. Любой уважающий себя журналист знает сотрудников ГИБДД, сотрудников полиции, чиновников, которые так или иначе имеют доступ к какой-то информации», — поделился Вышенков.
Но можно обойтись даже без личных связей. За персональными данными и ехать-то никуда не нужно — в интернете хватает предложений. Впрочем, по-прежнему стоит вопрос: неужели данные сотрудников спецслужб могут храниться в обычных базах? Косвенно на это указывает то, что за последние дни в сети появились документы и других лиц, вероятно, связанных с ГРУ. И, конечно, сам факт проверки ФСБ — важный знак, полагает журналист Центра «Досье» Сергей Канев, который и занимался документами Петрова и Боширова. Это лишний раз подтверждает связь россиян со спецслужбами: «Все же говорили, что они простые туристы и любители шпилей в Солсбери, а тут получается, что доследственную проверку проводит ФСБ. К чему бы это? Обычно это может быть на уровне участкового, районного отдела, а тут само управление “М” ФСБ.
Я считаю, раскрыли их, и они действительно являются сотрудниками военной разведки».
При этом Канев опасается, что проверка ФСБ коснется его самого — разглашение гостайны. Однако, по данным источника «Росбалта», проверку ведут из-за того, что личные данные утекли, а не потому, что кто-то рассекретил сотрудников ГРУ.
Накануне сайт системы «Роспаспорт», откуда утекли данные Петрова и Боширова, не работал. Журналисты, которые занимаются расследованием, не исключили, что причина тому — проверка ФСБ.