За финишной чертой
Работы на «Беговой» и «Новокрестовской» после сдачи станций оценили в 3 млрд рублей
По данным "Ъ", госконтракт на строительство станций метро «Беговая» и «Новокрестовская» может увеличиться на более чем 3 млрд рублей — это стоимость дополнительных работ, которые ОАО «Метрострой» до сих пор ведет на участке. В компании заявляют, что заказчик (СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», ДТС, подведомственное комитету по развитию транспортной инфраструктуры, КРТИ) принял и оплатил 85% от фактически понесенных затрат. Сейчас стоимость контракта на участке Невско-Василеостровской линии («зеленая» ветка) составляет 31,7 млрд рублей. В КРТИ не комментируют планы «Метростроя» по увеличению цены контракта, но отмечают, что требования компании будут рассмотрены.
ОАО "Метрострой" планирует согласовать объем и цену дополнительных работ, которые потребовалось выполнить генеральному подрядчику для исполнения условий контракта по станциям метро "Беговая" и "Новокрестовская" Невско-Василеостровской линии ("зеленая" ветка), заявили "Ъ" в компании. Их стоимость составляет более 3 млрд рублей, уточнили в организации, не пояснив, какие именно работы прибавились. По мнению компании, заказчик принял и оплатил 85% от фактически понесенных затрат, которые составляют более 34 млрд рублей. Тем не менее, согласно данным сайта госзакупок, ДТС оплатила работы "Метростроя" на общую сумму 29,3 млрд рублей, что соответствует 93% цены контракта (31,7 млрд рублей).
"Беговая" и "Новокрестовская" введены в эксплуатацию в мае 2018 года перед чемпионатом мира по футболу. Госконтракт на строительство станций, стоимостью 31,7 млрд рублей, был заключен в сентябре 2015 года. "Новокрестовская" расположена в Петроградском районе Петербурга, она построена на намыве и выходит на набережную с видом на Финский залив и "Лахта-центр". Станция "Беговая" находится в полукилометре от парка 300-летия Петербурга в Приморском районе города и размещена на пересечении улиц Савушкина и Туристской.
Срок действия контракта истекает в декабре 2018 года. Основные работы, позволяющие ввести станции в эксплуатацию, завершены, но "ряд работ, не влияющий на безопасную эксплуатацию объекта, продолжает выполняться", говорят в "Метрострое". Причины, поясняют в компании, связаны с несколькими факторами, в том числе с изменениями в закон о транспортной безопасности и с задержкой предоставления проектно-сметной документации. По оценке "Метростроя", доля недовыполненных работ составляет около 3% от общего объема. Генподрядчик выполняет работы в рамках актуального графика и от выполнения своих обязательств по договору не отказывается, подчеркивают в компании. Согласно открытым данным КРТИ, за последний месяц "Метрострой" представил работы на участке Невско-Василеостровской линии на общую сумму 5 млн рублей.
25 сентября в картотеке арбитражных дел появился иск ДТС к ОАО "Метрострой" на 1 млрд рублей. В КРТИ "Ъ" сообщили, что у заказчика имеются "претензии к качеству и срокам производства работ в рамках контракта на участок Невско-Василеостровской линии". В "Метрострое" считают, что исковые требования, предъявленные заказчиком, — "излишняя предосторожность": работы на линии продолжаются, генподрядчик намерен к моменту рассмотрения дела выполнить все работы.
Это уже не первый спор "Метростроя" и Смольного по поводу взаимных расчетов (см. "Ъ" от 30.05.2018). В июле курирующий КРТИ вице-губернатор Игорь Албин предложил ведомствам вовлечь в работы на строительстве метрополитена дополнительные производственные силы, так как "быть заложником одной организации — всегда неправильно".
Решение об изменении стоимости контракта по заявлению подрядчика в любом случае принимает заказчик, говорит управляющий партнер компании "УК Право и Бизнес" Александр Пахомов. "Для этого "Метрострою" придется предоставить обоснование роста стоимости выполняемых по уже действующему контракту работ, а заказчик, в свою очередь, может потребовать проведения экспертизы предоставленной ему информации, в частности на предмет соответствия стоимости подорожавших работ рынку",— говорит эксперт. Учитывая напряженные отношения "Метростроя" и ДТС, добавляет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, можно предположить, что дирекция будет искать способы отказать в полной оплате предполагаемой суммы в пользу компании, частично этот вопрос может быть решен в рамках судебного разбирательства на 1 млрд рублей. Если суд примет решение в пользу ДТС, то "Метрострою" будет гораздо тяжелее отстаивать свою позицию по поводу увеличения стоимости госконтракта, считает господин Жарский.