Президента Венесуэлы привлекают к гуманитарной ответственности
Шесть стран призвали судить Николаса Мадуро за миграционный кризис
Ключевой для Западного полушария темой 73-й сессии Генассамблеи ООН стал кризис в Венесуэле. Выступление президента США Дональда Трампа, рассказавшего собравшимся мировым лидерам о «сильных страданиях, разрухе и разорении» в социалистической Венесуэле, вдохновило противников президента Николаса Мадуро на новые решительные действия. Вчера шесть стран обратились к Международному уголовному суду (МУС) с просьбой судить лидера Венесуэлы за «злоупотребление властью» и «преступления против человечности». Причина — в беспрецедентном миграционном кризисе, существование которого официальный Каракас отрицает.
В дни Генассамблеи власти США продемонстрировали двойственный подход к венесуэльской проблеме, самой острой сейчас для всей Латинской Америки. С одной стороны, во вторник Дональд Трамп с трибуны призывал весь мир «противостоять социализму и страданиям, которые он приносит» и в пример приводил именно ситуацию в боливарианской республике. Кроме того, в этот же день Минфин США ввел санкции против супруги венесуэльского президента Силии Флорес, министра обороны Владимира Падрино Лопеса, министра связи и информации Хорхе Родригеса, а также вице-президента Дельси Родригес. В то же время вчера Дональд Трамп заявил о готовности к переговорам с президентом Мадуро (тот ранее выражал желание встретиться со своим американским коллегой), а Госдепартамент объявил о выделении $48 млн на гуманитарную помощь Венесуэле. Деньги пойдут на воду и еду, гигиенические товары, палатки, обеспечение образования и помощь в трудоустройстве.
Каракас откликнулся на выступление Дональда Трампа, в котором отмечалось, что «режим Мадуро может быть с легкостью свергнут военными, если военные этого захотят». Венесуэльский МИД расценил эти слова как «содействие военному восстанию». А вот новость о выделении денег оставил без комментариев. При этом власти боливарианской республики не отказались от идеи попросить у ООН $500 млн на то, чтобы вернуть на родину покинувших страну венесуэльцев.
О намерении попросить финансовую помощь Николас Мадуро заявил еще 21 сентября. Тогда он поделился данными о том, что только в Перу около 5 тыс. мигрантов изъявили желание вернуться домой. Венесуэльский лидер утверждает, что хочет потратить деньги на программу «Возвращение на родину», запущенную в начале осени. В ее рамках венесуэльцы могут на бесплатных рейсах добраться до Венесуэлы из других стран Латинской Америки. К 20 сентября этой возможностью воспользовались около 3 тыс. человек.
Число уехавших из Венесуэлы людей, впрочем, в сотни раз больше вернувшихся и заявивших о желании вернуться. По данным ООН, с 2014 года Венесуэлу покинули около 2,3 млн человек. Наибольшая нагрузка приходится на Колумбию, Эквадор, Перу и Бразилию. Впрочем, власти Венесуэлы существование кризиса отрицают. Еще три недели назад вице-президент Дельси Родригес жаловалась генсеку ООН Антониу Гутерришу, что «отдельные чиновники организации называют обычные миграционные потоки гуманитарным кризисом, чтобы оправдать внешнее вторжение». Неделю спустя министр связи и информации страны Хорхе Родригес заверял, что поток мигрантов из Венесуэлы увеличился из-за «ложных тревог, лживых новостей, медийного и психологического манипулирования».
Профессор СПбГУ Виктор Хейфец между тем предположил, что Николас Мадуро попросил $500 млн, не рассчитывая получить их. «Среди прочего он рассчитывал на отказ, чтобы сказать: "Я просил деньги на помощь людям, а мне отказали. Видите, какие они? Они лицемеры. Они не хотят мне помогать. Они хотят только использовать эту проблему, чтобы нас критиковать"»,— сказал “Ъ” эксперт. Также он обратил внимание на то, что венесуэльский лидер просит деньги «не на улучшение экономической ситуации, а на переезд людей», а те вряд ли захотят возвращаться, если не получат от этого экономических выгод. Профессор испанского Университета Саламанки латиноамериканист Мануэль Алькантара Саэс в разговоре с “Ъ” назвал инициативу «рекламной кампанией на международной арене». «За исключением отдельных случаев, вряд ли покинувшие страну люди захотят вернуться»,— отметил он. Американский политолог-латиноамериканист Эрик де ла Фуэнте эту мысль развил, отметив: «Правительство Венесуэлы перешло в наступление и развернуло пиар-кампанию, чтобы отвлечь внимание общества от политической и экономической катастрофы в стране, и сделало это прямо накануне заседания Генассамблеи ООН. Венесуэльские власти знали заранее, что там их будут жестко критиковать и привлекать внимание всего мира к их проблемам».
Однако достичь этой цели представителям Каракаса не удалось. Вчера Аргентина, Канада, Колумбия, Чили, Парагвай и Перу обратились в МУС с просьбой возбудить уголовное дело в отношении венесуэльского президента в связи с «злоупотреблением властью» и «преступлениями против человечности». Президент Перу Мартин Вискарра заявил, что масштаб притока беженцев «не имеет прецедентов» в Латиноамериканском регионе и «требует коллективных ответов со стороны международного сообщества». А его колумбийский коллега Иван Дуке добавил, что единственный выход из кризиса — это «конец диктатуры, возвращение к демократии и полная свобода».
Обращение в МУС не приравнивается к возбуждению уголовного дела: начинать преследование или нет, зависит от суда. Виктор Хейфец, впрочем, в любом случае считает инициативу бесперспективной. «Сам факт кризиса не свидетельствует о сознательном нарушении прав человека. А доказать, что Мадуро специально спровоцировал отъезд людей, будет несколько проблематично»,— отметил эксперт.